Найти тему
Плёнки и винил

«Юмор – главное в наших фильмах». Интервью с режиссёром отличного «плохого» кино Иваном Смолиным

Оглавление

...В одном из материалов о постапокалиптическом кино 80-х комментатор посоветовал посмотреть в продолжение темы фильм «Ультраполицейский 2000». Ни о чём не подозревая, нашёл его на Ютюбе и приступил к просмотру. Электронная музыка из 80-х, шорох старой плёнки, знакомый гнусавый голос переводчика... Первые несколько минут я был уверен, что смотрю старое кино. Но потом начались странности. Актёры в откровенно плохих париках и нарядах чудовищно переигрывают. Природа и руины зданий выглядят совершенно по-российски. Стал разбираться – и понял, что попал на канал отечественной киностудии с названием PLOHO, снимающей пародии на эксплуатационные киноленты прошлого. Да такие бодрящие, что с удовольствием посмотрел все фильмы и захотел выяснить, кто же их снял. Оказалось, это произведения режиссёра Ивана Смолина из Братска. Решил задать ему свои вопросы: о творчестве, финансах, реакции зрителей. И вот какой разговор у нас получился...

Иван Смолин.
Иван Смолин.

«Приходится включать смекалку»

Плёнки и винил: Как так вышло, что ты, молодой современный человек, заинтересовался эксплуатационным кино прошлых лет?

Иван Смолин: Я люблю старые фильмы. Во-первых, это погружение в прошлое, в другую эпоху, с её нравами и возможностями. Как снимали тогда, какие планы выбирали операторы и какие приёмы использовали. Это интересно даже с исторической точки зрения. Во-вторых, это эстетика. Кинокамеры были другими, снимали иначе и выглядело всё на экране по-другому. Кто-то скажет: «Фу, старьё, плёнка некачественная». Но для меня даже в самых дешёвых эксплойтейшн фильмах с худшими в мире операторами картинка выглядит притягательнее многих современных. И дело не только в визуальной части. Как было принято играть актёрам, как их озвучивали, как ставили свет и накладывали грим, всё это создаёт магию кино. Иллюзию, в которую хочется верить, погружаться.

-2

И если говорить конкретно об эксплуатационном кино, то мне в нём всегда нравилось, с какой гениальностью люди, не имея кучи денег и достаточного времени, при помощи смекалки и хитрости умудрялись создавать эту самую иллюзию и погружать в неё зрителей.

У фильмов киностудии Ploho в этом плане есть общие черты с экспло. Многое приходится выдумывать на ходу, включать смекалку и импровизировать. Хотя, конечно, наши фильмы – пародии и не всегда создают иллюзию «настоящего» кино. Зачастую это делается специально. Например, в нашем фильме «Мудзилла» в один из моментов на переднем плане пролетает снесённая ветром коробка (часть декорации). Были дубли, где этого не происходит, но в фильм вставлен именно такой дубль. Он подчёркивает небрежность, вносит немного разнообразия в скучные похождения персонажа между коробками и выглядит забавно.

Кадр из незаконченного трейлера «Мудзиллы против Робоженщины».
Кадр из незаконченного трейлера «Мудзиллы против Робоженщины».

ПиВ: В какой момент и почему произошёл переход от желания смотреть фильмы к желанию снимать их?

Иван Смолин: Кино мне всегда казалось чем-то недосягаемым. Известно же, что им занимаются взрослые дядьки или тётьки, у которых в подчинении огромные студии и дорогая аппаратура. Поэтому я даже не особо задумывался над этим. Конечно, были мыслишки из разряда «помечтать ночью, уткнувшись взглядом в потолок, как оно могло быть, если бы я был миллиардером». Но на тот момент у меня была куча других занятий.

Открытие произошло, когда я посмотрел фильм Тима Бертона «Эд Вуд». Тогда-то я по-настоящему и заинтересовался «плохим» кино. Оно казалось притягательным, но всё ещё недоступным.

Кадр из «Эда Вуда».
Кадр из «Эда Вуда».

Всё изменилось, когда я увидел мини-сериал Дарио Руссо «Итальянский спайдермен» 2007 года. Я просто офигел от того, насколько это необычно и круто. Всё выглядит как в 70-е, но настолько гротескно, что не может не вызывать смех. И явно снято за копейки. «Вот было бы круто снимать что-то подобное», подумал я.

Из «Итальянского человека-паука».
Из «Итальянского человека-паука».

А потом увидел фильмы «Господа Бронко» и «Я, Эрл и умирающая девочка», которые показали, как кто-то такой же бедный и ленивый, как я, может снимать кино, похожее на «настоящее». В тот момент мы с моим товарищем экспериментировали, снимая небольшие артхаусные фильмы и ролики для Инстаграма. Этот самый товарищ и сыграл Мудзиллу в первом фильме киностудии. Так всё и закрутилось.

ПиВ: Почему думаешь, что кино, которое нужно снимать сегодня, – это трэшевые пародии на дешёвые фильмы прошлого?

Иван Смолин: Ну, я не особо думаю над тем, что нужно снимать сегодня, особенно в глобальном плане. Это не какое-то там знамя, с которым нужно носиться. Это своя маленькая уютная ниша, в которой я нашёл себе место, вот и всё. Снимаю трешовые пародии, потому что у меня это получается и мне это нравится. Станет получаться нечто большее, – значит, буду делать. А сейчас меня устраивает это тихое местечко в никому не нужном андеграунде. Главное, я получаю кайф от этого и вижу, что людям вокруг тоже нравится.

Постер фильма «Ультраполицейский 2000».
Постер фильма «Ультраполицейский 2000».

«Профессионалам больно смотреть наши фильмы»


ПиВ: Ни твоё образование, ни твоя постоянная работа не имеют отношения к кино. Откуда у тебя понимание, как снимать, монтировать и т.д.?

Иван Смолин: О, это очень просто. Его нет. Это больше интуитивное. Всё примерно. Всё на глаз. Профессионалам, наверно, больно смотреть наши фильмы. Но по-моему даже скудных навыков достаточно, чтобы создать иллюзию или хотя бы её подобие.

Рабочий момент съёмок фильма «Смертельный медовый месяц».
Рабочий момент съёмок фильма «Смертельный медовый месяц».

Самое сложное в создании наших фильмов – это не съёмки и не монтаж. С этим всё понятно: есть логическая последовательность, которую нужно соблюсти и потом сложить пазл. Самое сложное и ответственное – подбор музыки и вмонтирование её в фильм. С этим бывают проблемы. Не угадаешь с музыкой – вся иллюзия рассыплется. Потому я использую саундтреки из уже существующих фильмов тех времён. Но всё равно бывает, что застреваешь на одной сцене из-за этого на неделю, а то и больше. Не подходит и всё. И ищешь нужную музыку в интернете, а если её нет, то заказываешь пластинки или CD, и не факт, что там будет именно то, что нужно. Это хороший повод пополнить фонотеку и по-своему интересно, хотя и выматывает.

ПиВ: Кто или что вдохновляет помимо самих старых фильмов? Может, видел у кого-то похожие картины?

Иван Смолин: Помимо упомянутого «Итальянского спайдермена» у его создателей есть сериал «Опасная пятёрка». Снят уже более качественно, но всё в том же уникальном стиле.

Из «Опасной пятёрки».
Из «Опасной пятёрки».

Стоит упомянуть ещё «Кунг Фьюри», но только по уровню абсурда и гротескности. В визуальном плане я стараюсь как можно меньше использовать компьютерные эффекты. Также в своё время произвел впечатление «Черный динамит» 2009 года, очень крутой блэксплотейшн. В какой-то степени на меня ещё повлияли наши «Маски-шоу».

ПиВ: Остальные участники съёмок ведь не особо разделяют твоих вкусов и познаний в эксплуатационном кино? Как удаётся их убедить сниматься в том, что они не очень понимают? Как вы все вообще нашлись и собрались в провинциальном городе?

На съёмках «Ультраполицейского 2000».
На съёмках «Ультраполицейского 2000».

Иван Смолин: Ну, они и не снимаются в эксплуатационном кино. Они снимаются в «прикольных пародиях на что-то там». Они видят, что выходило у киностудии, и если им нравится, то охотно участвуют. К тому же в провинциальном городе не так много движух, чтобы отказываться. Всем же хочется поучаствовать в чём-то, о чём можно будет потом вспоминать долгими вечерами. Ну, или просто провести хорошо время в весёлой компании. А компания у нас весёлая. В основном это мои друзья и хорошие знакомые.

Нередко съёмки перемежаются распитием алкогольных напитков. В последнем фильме «Смертельный медовый месяц» это вообще было чуть ли не необходимостью. Герои много пьют пиво. А так как съёмки проходили не один день и с большими перерывами, то «реквизит» приходилось покупать каждый раз новый, ну и не пропадать же добру.

Рабочий момент съёмок фильма «Смертельный медовый месяц». Ну, как рабочий...
Рабочий момент съёмок фильма «Смертельный медовый месяц». Ну, как рабочий...

ПиВ: Уже сняты пародии на джалло, постапокалиптику 80-х, киносериал про мексиканских рестлеров, блэксплойтейшн, чёрно-белую космическую фантастику... На какие ещё жанры/направления хочется снять пародии?

Иван Смолин: Фильмы про восточные боевые искусства. Так называемые wuxia (уся), где много драк и каскадёрских трюков. Такие, как «Пьяный мастер» или «Однорукий боксёр». Не знаю, решусь ли: очень уж сложный жанр в плане реализации, нужно много костюмов, декораций и реквизита.

Не хотелось бы затрагивать «лёгкие» жанры. Хорроры, особенно про зомби, и слэшеры. Почему-то среди трэшоделов они самые популярные. Я думаю, всё дело в их простоте. Ничего не нужно: корчи из себя припадочного дурачка – вот тебе зомби-хоррор, дай в руки любому бугаю мачете – вот тебе слэшер.

Хочется чего-то необычного, чего ещё никто или мало кто делал. Пока что вроде удавалось удивлять зрителей в плане жанров. Надеюсь продолжать в том же духе.

Трейлер фильма «Мак Фьюри», пародии на блэксплойтейшн.

ПиВ: Философский вопрос: какие у тебя критерии того, что кино получилось хорошо, если это намеренно плохое кино?

Иван Смолин: Несмотря на то, что кино нарочито небрежное и не старается быть хорошим, почти все атрибуты полноценного кино оно должно в себе содержать. История должна быть простой, но интересной, затягивающей. Можно сказать, типичной для того или иного жанра. Ну, и смешно должно быть, потому что главное в наших фильмах – это юмор. Он достигается разными способами: где-то небрежностью, где-то абсурдом, где-то шутками, а где-то наоборот нарочитой серьезностью. Надо сделать плохо так, чтобы это было плохо в хорошем смысле. Если это удаётся, то, можно считать, получилось хорошо.

«Санто против Чёрной маски»: пародия на мексиканское супергеройское кино 60-70-х

Откуда деньги и что говорят зрители?

ПиВ: Как решаются финансовые вопросы? Фильмы требуют затрат, а доходов явно не приносят.

Иван Смолин: Съёмки в фильмах Ploho – сугубо добровольное занятие и изначально не предполагает какого-то заработка. Я заранее готов к тому, что фильм посмотрят от силы человек 20-30, друзья и знакомые. И готов к тому, что он никому из них не понравится. Я делаю его в первую очередь для себя. А потому вкладывая деньги в создание фильма, я отношусь к этому как к трате на своё причудливое хобби.

Рабочий момент съёмок фильма «Смертельный медовый месяц».
Рабочий момент съёмок фильма «Смертельный медовый месяц».

Кто-то коллекционирует что-нибудь, кто-то без конца совершенствует свой автомобиль, кто-то бухает каждые выходные, а я трачу деньги на создание кино. Маленькая такая слабость.

Иногда люди приносят ненужные вещи, предлагают помощь в перевозке чего-то, но если нужно купить что-то новое, то я делаю это сам. Самый дорогой фильм обошёлся примерно в 40 тысяч рублей. Я прекрасно понимаю, что никто из моих друзей не готов тратить хоть какие-то деньги на убыточное дело и потому ни у кого не прошу. Тем не менее, я не отказываюсь от помощи, и любой желающий может подсобить рублём. Глупо было бы отказываться.

ПиВ: Где показываются твои фильмы? Как реагирует публика?

Иван Смолин: Начиная с «Мак Фьюри» (3-й фильм киностудии) показы проходят в разных городах нашей страны: Красноярск, Братск, Иркутск, Новосибирск, Томск, Питер, Москва, Краснодар и другие. Это, конечно, не кинотеатры, а просто одноразовые просмотры в барах, гаражах, библиотеках и т.д. Тем не менее, люди приходят. Где 10 человек, а где 50 или даже 100, как это было в Красноярске на показе предпоследнего фильма.

-12

Публика, как правило, очень тепло отзывается. Наверно, потому, что собираются в основном любители всякой дичи, и случайных людей практически нет. Некоторые присылают видео с благодарностями и похвалами. Кто-то пишет сообщения в соцсетях. Всегда приятно получать отзывы. Это мотивирует на дальнейшую деятельность. Критики, как правило, мало и в основном не очень объективная, вроде «дизлайк» или «что за дерьмо я сейчас посмотрел». Кто-то адекватно высказывает своё недовольство, и это всегда интересно и полезно читать. Но чаще отзывы положительные.

ПиВ: Сейчас что-то снимается?

Иван Смолин: Нет. Пока небольшой перерыв. А может, и большой. Всё зависит от настроения и вдохновения.

ПиВ: Закончи фразу: «все режиссёры как режиссёры, а я...»

Иван Смолин: …пародия на режиссёра.

Рекомендация трёх редких ни на что не похожих фильмов от Ивана Смолина:

Один из самых редких и необычных фильмов – это, пожалуй, «Геи-нигеры из открытого космоса» (1992). Удивительно, как его вообще умудрились не только придумать, но ещё и снять. Очень смешной. Уникальный в своём роде.
Если речь зашла о непохожести ни на что, то пусть будет фильм «Выб**дки» (2000). Эдакий «антифильм». Зайдёт поклонникам «Зелёного слоника». И смешно, и стыдно, и страшно, и есть над чем подумать одновременно.
«Мульттеррор» (2001) – дешёвый и странный хоррор.

Полезные ссылки: