Художник Павел Филонов является ярким представителем русского авангарда первой половины XX века. Его художественный стиль изумляет, а картины, полные необычайной проработанности и тотального заполнения, мгновенно притягивают внимание.
"Цель нашей работы картины и рисунки, сделанные со всею прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке - это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу". Павел Филонов
Постепенное, терпеливое нагромождение мозаичных элементов с некоторыми смещениями, разряжениями, с определенной динамикой движения крупных и мелких сюжетов - всё это Филонов называл формулами, а себя художником-исследователем.
Каждый квадратный сантиметр картины Павел Филонов прорабатывал кистью с необычайным усердием. Это было очень важно для художника. Этот принцип Филонов сделал одним из краеугольных камней своей художественной программы "Идеология аналитического искусства и принцип сделанности".
Первым произведением филоновской концепции живописи считается картина "Головы" 1910 года.
В ней есть уже нечто, что будет на протяжении многих лет повторяться в качестве основных принципов его творчества. Художник размещает целую коллекцию человеческих лиц, масок, характеров в вымышленном пространстве. Это пространство неглубокое, оно ограничено рамой и некой плоскостью сзади.
В этом слое пространства разыгрываются очень интересные, типично филоновские события. В них нет доминанты, нет соблюдения масштаба. Те элементы, которые меньше, не перспективно удалены от нас, а просто выдержаны в другом масштабе. Это такой свободный произвол художника, формирующего собственную вселенную со своими оптическими законами. Мы можем рассматривать эти картины как произведения интереснейшего творческого воображения художника.
В 1925 году Павел Филонов создает свою частную школу, где собираются его последователи. В школе он преподает занятия по аналитическому искусству, так Филонов назвал свой художественный метод живописи. Известно, что он принципиально не продавал свои картины, мечтая о создании на их основе музея в СССР, и жил очень скудно. Художник ничего не зарабатывал, хотя работал беспощадно. Начиная с 1928 года занятия в его школе официально были запрещены, но Филонов продолжал вести их бесплатно. Голодный, больной художник умер в блокадном Ленинграде в 1941 году. Всё его работы остались в мастерской.
Это портрет сестры художника, которая спасла его наследие. Она собрала все работы Филонова, сохранила и в 1977 году передала эту коллекцию в дар Государственному Русскому музею. Всемирное признание художник получил лишь в недавние годы.