В автомобильной промышленности наметилась четкая тенденция к тому, чтобы сделать автомобиль похожим на «смартфон с четырьмя колесами». Так считает китайский автомобильный блогер Вэнь Ли , прослеживая эволюцию приборной доски легкового автомобиля.
Давно уже следует принять, что двигатель, коробка передач и другие механические агрегаты в автомобиле больше не являются краеугольным камнем автомобиля. О том, соответствует ли автомобиль тенденциям времени, говорит его программное обеспечение, а не механические агрегаты.
В центре Шанхая в магазине Tesla Experience самая быстрая очередь на покупку автомобиля занимает 3 месяца. Основная фишка автомобилей Tesla «под заказ» уже давно не в технических характеристиках, а в их программном обеспечении и некоторых других премиальных функциях – караоке, «умном» освещение и др.
Внимание! Приборная доска столь популярных автомобилей Tesla выглядит так:
Дизайн Tesla стал образцом для подражания у других автопроизводителей.
Некоторые китайские производители «убили» приборную панель напрочь. Весь центральный щиток кабины стал экраном. От остального привычного оснащения сохранились только рулевое колесо, педали тормоза и рычаги переключения передач (фото ниже):
Этот дизайн кажется футуристическим, но на самом деле он не очень удобен в эксплуатации. Так, на одной из моделей Volkswagen сенсорный набор на дисплее названия пункта назначения занимает 0,5 секунды, а результат навигации появляется с задержкой около 2 секунд.
Другой минус - при вводе с экрана многие команды не очень чувствительны к касанию. Это влияет на удобство работы: процесс ввода команд осуществляется хуже, чем с помощью физических клавиш.
Японский электронный гигант Kyocera разработал концепт-кар Моеуе , в котором даже рулевое колесо было «убито», а весь передний щиток представлял собой электронную приборную панель (фото ниже):
Даже обычный экран, если долго смотреть на него, создает чувство визуальной усталости. Вождение само по себе усталостный процесс, а тут еще накладывается наблюдение за дисплеем приборной панели. Казалось бы, надо разгрузить водителя, добавить сервис-помощника, который не оказывал бы на водителя никакого давления. Так появились некоторые бортовые программы, которые в функции WeChat, чтобы водитель не отвлекался на визуальный контроль, стали автоматически (голосом) воспроизводить сообщения для водителей. Однако, получилось, что незримый обладатель голоса вторгался в личное пространство водителя, тем самым повергая в стресс особо чувствительных людей:
Все эти новшества заставляют бесконечно ностальгировать по прошлым приборным панелям.
На фото ниже изображен Chevrolet CORVETTE C1, выпущенный в 1953 г. Его приборная панель в теплом красном оттенке и особое, можно сказать, изысканное расположение приборов на панели умиротворяют:
А это Fiat-500 1957 г.в., с его минималистской эстетикой. Управлять этим автомобилем, любоваться пейзажем за окном, не думая о мирских проблемах, одно удовольствие:
Тенденция к взаимосвязи интеллекта и вождения – это общее направление развития автомобилей будущего, которое нельзя отрицать. Объективная реальность. На дизайне приборной панели отразилось это взаимодействие человека и автомобиля. Оглядываясь на автомобили 1980-х, мы обнаружим, что дизайн приборной панели был таким же авангардным, как и сегодня.
Так концепция приборной панели VW Orbit Concept, вероятно, была одной из самых передовых в 1980-х годах (фото ниже):
Еще в 1985 г. концепт-кар Nissan CUE-X был оснащен приборной панелью с дисплеем, но при этом дизайн рулевого колеса по-прежнему выглядел традиционно:
Этот Buick Reatta, представленный в 1988 году, также оснащен сенсорным экраном в футуристическом дизайне, в цветовой гамме «ретро»:
Есть некоторые и более смелые проекты, такие как Oldsmobile Incas Concept, классный концепт-кар 1986 года с великолепной электронной цифровой приборной панелью и особенно ошеломляющим рулевым колесом. Ощущение от вождения очень похоже на управление истребителем:
Кстати, совсем недавно Tesla заявила, что собирается запустить модель с аналогичным рулевым колесом:
Автомобильная мобильность (пардон за тавтологию) - это действительно направление в автомобилестроении. Люди всегда стремятся вперед, как и автомобильные технологии. Но на бегу не следует забывать, где мы сейчас находимся. Не забывать про дорогу впереди, не забывать о ценности самого человека.