- Мама, скажи Дане, чтобы он освободил компьютер! Он уже два часа за ним сидит! - жаловалась Аделина.
- Мне нужно приготовить доклад, - крикнул Даниил из комнаты.
- Мне тоже нужно...- не сдавалась девочка и, видя бездействие матери, побежала к бабушке. - Бабуля, ну, скажи им! Ведь ты у нас главная в доме!
- Аделина, перестань капризничать! - цыкнула на неё Татьяна Ивановна. - Тебе же сказали, у Дани - уроки.
- Ага, конечно, уроки! Он там с Юлькой любезничает, - с выражением ответила она. - На сестру у него времени нет, а для Юльки - сколько угодно!
Даниил заканчивал одиннадцатый класс. Учёба ему давалась легко, поэтому после школы он решил поступать в институт. Однако в родном городе не было той специальности, которую выбрал для себя Даниил, и Татьяна Ивановна обещала посодействовать материально, чтобы внук получил достойное образование. Марина очень переживала за сына, ведь ему предстояло самостоятельно жить и учиться в чужом городе. Успокаивало только то, что вместе с ним собралась поступать в тот же институт одноклассница Юля, с которой у Даниила с девятого класса были романтические отношения. И Марина, и Татьяна Ивановна одобряли выбор сына. Добрая, воспитанная, целеустремлённая девушка из хорошей семьи. Лишь Аделина недолюбливала Юлю, постоянно сочиняя про неё небылицы и собирая сплетни. Даниил был хорошим братом. Он уделял много времени общению с младшей сестрой. Но когда у него появилась девушка, всё своё внимание он направил на неё, и Аделина чувствовала себя брошенной. Она очень ревновала Даню, не желая слушать никакие доводы матери о том, что она тоже когда-нибудь влюбится.
В конце августа Даниил вместе с Юлей уехали на учёбу. Им выделили места в общежитии. Несмотря на то, что они учились на разных факультетах, а их комнаты были на разных этажах, ребята много времени проводили вместе. Каждый месяц Марина выделяла определённую сумму старшему сыну, нередко отказывая в чём-то себе.
- Мама, у всех моих одноклассниц дорогие сенсорные телефоны, только я хожу с кнопочным. Мне стыдно! - жаловалась Аделина. - Купи мне нормальный телефон!
- Дочка, но ты же знаешь, у меня нет сейчас лишних денег, - пыталась объяснить Марина. - Я сама хожу с таким же телефоном.
- Вот и ходи! А я не буду!
- Аделина, ты уже большая, и должна понимать, что за всеми не угонишься. Я Дане вчера выслала деньги...
- Конечно, Дане они нужнее! - ёрничала девушка. - Я и в обносках могу походить. Главное, чтобы Даня ни в чём не нуждался!
- Ты не права сейчас! Даниил живёт в другом городе. Ему нужно питаться. Тебя пока кормлю и содержу я. Радуйся тому, что имеешь! У некоторых и этого нет.
- Как скажешь, мамочка! Буду ходить и радоваться, что самая нищая в классе, - с обидой в голосе сказала Аделина и скрылась в комнате.
Марина достала из шкатулки деньги, которые откладывала на "чёрный день" и отсчитала половину. Немного поколебавшись, она убрала оставшуюся часть на место, а остальные положила в кошелёк. На следующий день у Аделины был новый телефон. Чмокнув на бегу мать, девушка выскочила из дома, чтобы похвастаться перед подругами обновкой. Татьяна Ивановна лишь покачала головой.
- Зря ты идёшь у неё на поводу, - сказала она. - Было бы, за что? А то даже учиться не хочет, одни мальчишки на уме.
- Она итак обездоленная, растёт без отца, - заступалась за дочь Марина. - Я не хочу, чтобы мои дети в чём-то нуждались.
Из школы Марина давно ушла. Её зарплаты учителя не хватало, чтобы растить двоих детей. Татьяна Ивановна несколько лет назад ушла на пенсию, слабое здоровье не позволило ей больше работать. Её пенсии хватало на оплату коммунальных счетов и на лекарства. Марина кормила всю семью, донашивая одежду и обувь, купленную ещё при муже. У Аделины с каждым днём запросы росли. Её не интересовало, где мать возьмёт деньги?
Работая и день, и ночь, Марина совсем забросила себя. Выцветшие волосы, среди которых проклюнулась первая седина, потухший взгляд, глубокая морщина на лбу от тяжёлых мыслей, несколько лишних килограмм в весе - всё это прибавляло ей возраст.
Однажды, отдыхая в парке на лавочке после тяжёлого трудового дня, она увидела свою дочь, которая сидела на коленях у незнакомого парня и, не стесняясь прохожих, целовалась с ним. Марина, не желая устраивать скандал, подошла и позвала девушку домой. Но Аделина взяла парня за руку и, увлекая его за собой, сказала:
- Мама, мне уже семнадцать лет. Я сама вправе решать, где и с кем мне проводить время. Встретимся дома.
В этот вечер Аделина вернулась домой очень поздно. На вопросы матери и бабушки отвечала уклончиво и нехотя. Поздние приходы домой повторялись всё чаще и чаще. Разговоры и доводы на неё не действовали. Кое-как закончив школу, она, не желая продолжать учёбу, искала работу. Вакансии с мизерной зарплатой её не устраивали, а на хорошую должность её без образования не брали.
- Я не хочу в сорок пять лет превратиться в старуху, - заявила она, когда Марина предложила ей поработать вместе с ней. - И вообще, я выхожу замуж!
- Замуж? Уж не за того ли кавалера, с которым я видела тебя в парке?
- Представь себе! У нас будет ребёнок!
От неожиданности Марина чуть не потеряла сознание. Пошатнувшись, она оперлась на спинку дивана и медленно присела.
- А твой жених знает об этом? - поинтересовалась она.
- Сегодня узнает, - ответила Аделина и выскочила из квартиры.