Так называемый Дом-колбаса стал частью истории культурной столицы. Построенный в Петрограде почти девяносто лет назад, переживший Ленинградскую блокаду, он все еще стоит в Санкт-Петербурге. Здание, высотой в пять этажей, долгое время считалось самым длинным в городе. Длина кирпичного строения составляет приблизительно три сотни метров, а конструкция представляет собой «типовую» удлиненную пятиэтажку, изогнутую пологой дугой с одного конца.
Конфигурация здания стала причиной городских легенд. И до сих пор остаются загадкой истинные мотивы автора, создавшего это «чудо советской архитектуры». Здание выполнено в стиле конструктивизма, а его некоторые особенности, по мнению специалистов, указывают на автора. Хотя доподлинно неизвестно, кто создал проект этого дома, исследователи сделали вывод, что им был советский архитектор Григорий Симонов. Он использовал отличительные особенности своего «почерка» и в других проектах, воплощенных на территории города.
Самое разумное из предположений состоит в том, что такая форма здания была выбрана исключительно из рациональных соображений — для экономии тепла. Поскольку на обогрев торцевых квартир требуется больший расход топлива, здесь вопрос решен кардинально — количество таких помещений сведено к минимуму, дом имеет всего два торцевых фасада. Впрочем, вопрос экономии спорный, поскольку создателям пришлось сделать сквозные арки, а помещения над ними также требуют дополнительного расхода тепла.
Концепция коммуны, которую применяли для создания жилых домов в первой половине 20 столетия в стране, предполагала свою специфику быта. Квартиры в «Доме-колбасе» строились как коммунальные, состояли из трех просторных комнат и кухни. Ванная комната считалась излишеством, а для мытья жильцам предлагали посещать общественные бани по соседству. Тем более, что водоснабжение в доме было только холодным.
Квартиры проектировались однотипными, комнаты имели разную площадь, чуть больше или меньше 20-ти кв. м. Согласно нормативам на одного человека было предназначено 4,5 кв. м. жилой площади. Проект был создан в 1929 году, а здание построено и сдано в эксплуатацию в 1932-ом.
В данный момент в 25-ти подъездном доме есть не только газ, но и горячее водоснабжение. В большинстве квартир сделана перепланировка в пользу ванной комнаты. На момент заселения первыми жильцами это был полностью коммунальный дом, с квартирами на подселении. Контингент состоял из простых людей — рабочих и городской интеллигенции. В одной квартире могли жить врачи, учителя, парикмахеры, рабочие и музыканты. Необычная конструкция здания стала причиной рождения нескольких городских легенд.
По одной из них, изогнутая форма была частью замысла эмблемы «Серп и молот», составленной из жилых домов. Согласно другой, дуга была необходима для устойчивости такого длинного здания. Третья вообще гласила о том, что проект придумал архитектор-вредитель, которого потом расстреляли за саботаж. Создавая проект дома, Симонов опередил свое время.
Спустя несколько лет его могли обвинить в формализме, а еще через некоторое время данная концепция стала использоваться не только в нашей стране, но и по всему миру. Дом не считают памятником архитектуры, хотя он служит образцом стиля «конструктивизм».
Бытовые условия в доме оставляли желать лучшего с самого начала. Хотя комнаты были просторными, особых удобств люди не получили. Мыться им приходилось на общей кухне по очереди, а еду готовить на керосинках и на большой плите, которая служила теплой лежанкой во время блокады. Газ, как и горячая вода, были проведены намного позже. Некоторые жители этого дома не покидали своих квартир во время блокады, другие вернулись в них после войны.
Недавно дом на улице Бабушкина, 61 был отремонтирован, что можно увидеть выше на панораме 2019 года.
Читайте: Заброшенные здания: почему не достроили телецентр на Шаболовке