Найти тему
Lapocruiser

Пятно контакта при разном давлении в шине. Эксперимент

В предыдущей теме Снег и Воздух возникло желание воочию узреть разницу пятна контакта шины при разном давлении.

И вот не поленился, подмёл в гараже :), расчехлил камеру…

Плюхнул в банку чорной-чорной отработки…

Поддомкратил колесо, навазюкал отработкой протектор, и ну давай печатать пятна!

Пятно при давлении 2 очка удивило своей формой. Подозрительно-круглой формой. Может, дело в узком диске, и как результат — неравномерное прижатие беговой дорожки?

Размер пятна не поражает воображение. Ладно, будем считать его почти квадратным, ~350 cм2

Сдуваемся до 0.8 — традиционная цифра, когда хочешь ехать но очень боишься разбортироваться. Пятно уже значительно приятнее. Сантиметров этак 600…

Разница не огромна, но ощутима:

Ну и наконец сдуваемся до критических 0.2 Покрышка при этом отвешивает в бока характерные "щёки", которые мы не будем игнорировать, а обведём контуром.

Щёки эти не касаются твёрдого грунта, но ложатся на мягкий. А какой дурак ездит на 0.2 по ровному твёрдому? Никакой. Поэтому посчитаем и их.
Получается примерно 1000 см2 — поверхность протектора, и 1500 см2 — общая площадь опоры на мягкий грунт.

Чё у нас получилось… Разница между штатным и "привычным низким" давлением — двукратная, разница с "экстремально низким" — трёх-четырёхратная. (350-600-1000(1500))

Можно прикинуть и удельное давление, приняв вес машины 2400 кг.
1.8 кг/см2 при штатном давлении
1 кг/см2 при давлении 0.8
0.6(0.4) при давлении 0.2

Всё это проделывалось на радиальной резине 315/75/16 (35х12.5) вот с такой шириной беговой дорожки.

см. нижнее фото

Понятно, что все эти цифры условны, на мягком грунте пятно увеличится. Но порядок цифр, думаю, сохранится.

Да, и что любопытно. В джиперской тусовке привычно трындится фраза "диагоналка плющится в длину, радиалка плющится в ширину".
На самом деле чего мы видим?
Радиалка
тоже плющится в длину. Именно в этом основное увеличение пятна. Другое дело, что она кроме этого ещё плющится и в ширину. Что почти не свойственно диагоналке.
Становится ясно, что протектор, заходящий на боковину, не только украшает шину:) На низком давлении он и защищает "щёки", и гребёт вместе с основным.

Испытывать диагональный Симекс будем в следующий раз…
А пока —
музыкальноненаучнопопулярный фильм :)