Экологичная и этичная: последнее время без этих терминов не обходится ни один серьезный разговор о косметике. Как отличить такую косметику от обычной — рассказывает косметический блогер Виктория Ариничева.
Всё просто: экологичная косметика должна быть безвредной для окружающей среды. Это касается не только внешнего, но и внутреннего содержания — начиная от упаковки и заканчивая составом. Например, бальзам для губ Vaseline не попадает под эко-категорию, потому что его баночка изготовлена из пластика, а основным его компонентом является продукт нефтепереработки.
Как распознать?
Для эко-косметики существует особая система сертификации. Одной из самых строгих является COSMOS Standard , созданная объединением нескольких европейских ассоциаций по контролю за качеством натуральной косметики. На российском рынке вы можете найти продукты со значками BDIN, Ecocert, Soil Association, ICEA, Cosmebio — именно они подтверждают, что товар соответствует всем необходимым стандартам и является безопасным для нашей планеты. Важно: такие значки печатаются на самой упаковке. Если вы видите значок в формате наклейки — то скорее всего вас хотят обмануть.
О консервантах
Консерванты есть практически в любой косметике — исключение составляют, к примеру, некоторые продукты с твёрдой текстурой. Нужны они для того, чтобы в продукте не размножались бактерии, потому что как только вы открываете любимую банку, в ней начинается бактериальная вечеринка.
Самые известные косметические консерванты — это парабены. Вы узнаете их из тысячи по словам «метил», «этил», «пропил», «бутилпропил». В маркетинговых целях многие бренды любят лепить на упаковку гордый значок «НЕ СОДЕРЖИТ ПАРАБЕНОВ». Это простая маркетинговая манипуляция: если в средстве нет парабенов, то этот абсолютно не значит, что в нем нет других синтетических консервантов (например, бронопола).
Боязнь парабенов — заслуга биолога Филиппы Дарбре, которая выдвинула гипотезу, что их накопление в организме влечет за собой рак груди. Доказать это так и не удалось. Конкретный вред, который наносят парабены человеческому организму, не установлен — учёные продолжают изучать вопрос. Концентрация парабенов в косметике очень мала, поэтому их влияние на организм отследить очень сложно. О чем можно говорить с уверенностью, так это о том, что парабены наносят вред окружающей среде. Жители мегаполисов сливают в сточные воды такое количество этих веществ, что часть всё же минует очистительные сооружения и попадает в мировой океан, где наносит вред морским организмам.
В эко-косметике используются только натуральные консерванты. В основном это органические кислоты и их соли, пищевые консерванты и бензиловый спирт. Некоторые производители используют эфирные масла (например, масло чайного дерева), но здесь есть нюансы:
· Эфирные масла — потенциальные аллергены. Людям с чувствительной кожей стоит относиться к ним с осторожностью.
· При некоторых способах изготовления косметики эфирные масла вступают в реакцию с другими компонентами, что снижает полезные свойства продукта.
Другими натуральными консервантами являются, к примеру, прополис, пчелиный воск, экстракт грейпфрутовых косточек. Эти консерванты слабее перечисленных выше, но тоже умеют бороться с бактериями.
Именно альтернативные консерванты являются причиной небольшого срока годности эко-косметики. Строго следите за маркировкой на ваших баночках: использование просроченных продуктов может привести к неприятным последствиям.
Упаковка
Ещё одним ключевым фактором для отнесения косметики к «эко» является упаковка — она должна быть выполнена исключительно из безопасных для окружающей среды материалов. К сожалению, большая часть упаковок от косметических средств не подлежит переработке. Бренды, которые заботятся об окружающей среде, часто прибегают к refill -политике. Купив однажды продукт в полноценной упаковке, вы можете бесконечно его обновлять при помощи сменных блоков — и уменьшать свой пластиковый след.
Например, французы ZAO упаковывают свою минеральную косметику в упаковки ручной работы из бамбука. А после того, как любимая помада закончится, вы сможете купить замену в упрощённой упаковке и вставить её в уже имеющийся футляр.
Мне очень нравится упаковка крема для тела от бренда SEED PHYTONUTRIENTS . В картонную форму вставляется мешочек из переработанного пластика (его можно вновь бесплатно переработать, воспользовавшись услугой от бренда). После окончания использования крема в упаковке можно выращивать семена базилика, которые ждут вас внутри бутылочки.
Для эстетов существует бренд Kjaer Weis , полностью построенный на концепции сменных блоков. Их продукция — произведения косметического искусства, созданные по принципу устойчивости.
Этичная косметика
Тесты продукции на животных — варварская процедура. Например, берётся кролик (предпочтения отдаются альбиносам, которые не выделяют слёз — таким образом, химия дольше задерживается на глазном яблоке). Его голову зажимают, глаза держат открытыми, и начинают капать токсин. И капают, пока роговица кролика не сгорает в адском огне боли.
Этичная косметика не тестируется на животных и не содержит в составе компонентов, которые получены из организма убитого животного. Определить этичность бренда просто: достаточно открыть список PETA . Для классификации в этом списке используется два значка: зелёный V (бренд производит исключительно веганскую продукцию) и розовый L (бренд является этичным). У некоторых компаний в списке есть сразу два значка. В списке cruelty-free брендов можно найти Anastasia Beverly Hills, Aesop, NYX, H&M, Le Labo .
С 2012 года в России можно не тестировать косметику на животных, однако выбор всегда остается за производителем. Мне особенно запомнился скандал с российским брендом Krygina Cosmetics : известный визажист и блогер Елена Крыгина решила всё же протестировать свои продукты на зверюшках, за что получила море из ненависти. Хуже всего дела обстоят в Китае: там тесты на животных являются обязательными для импортируемой косметики. То есть самый простой тест для определения этичности косметического бренда — это посмотреть, продаётся ли он в Поднебесной.
Интересной является ситуация, когда этичный бренд становится частью неэтичной корпорации. Из свежих примеров — популярная компания The Ordinary , 76% которого с недавнего времени владеет неэтичный гигант Estée Lauder . Соцсети взорвались: покупатели переживают, что концерн изменит способ добычи ингредиентов, обяжет The Ordinary использовать неэтичные компоненты или склонит к тестированию на животных ради продажи в Китае.
Экологичный vs этичный
Не вся экологичная косметика является этичной. И не вся этичная косметика является экологичной. Рассмотрим на простом примере бальзама для губ: он может выпускаться эко-брендом с соблюдением всех необходимых стандартов, но при этом содержать в составе пчелиный воск — вещество животного происхождения, из которого пчёлы делают медоносные соты. Таким образом этот бальзам для губ является экологичным, но не этичным
А напоследок я скажу…
Эко-косметика завоевывает мир. Однако перед тем, как добавлять в корзину банку с приставкой «эко», рекомендую:
1. Убедитесь, что у вас нет аллергии на входящие в состав компоненты. Особенно на эфирные масла.
2. Обратите внимание на срок годности — у эко-косметики он небольшой. Успеете ли вы использовать продукт? Если нет, то лучше купить самый маленький объём
3. Бренды-обманщики ставят на свои банки слово «эко», хотя они таковыми не являются. Внимательно проверяйте состав на отсутствие микропластика, синтетических консервантов и продуктов нефтепеработки.
Биоразнообразие Пластик Технологии Человек