Зарплаты в IT постоянно растут, и одна из специальностей, где спрос сейчас сильно превышает предложение — UX-дизайнер. Каждый, кто листал вакансии в этой сфере, видел, что многие работодатели ищут такого специалиста и готовы платить ему порядка 80 тыс. рублей. Но что же такое этот UX? Дизайн чего предстоит разрабатывать и какими навыками нужно владеть?.. Давайте разбираться вместе!
Раньше мы уже рассказывали:
Если попытаться описать одной фразой, то UX-дизайнер — это главный ответственный за интерфейс. А интерфейс — это то, что видит пользователь в любом приложении, на сайте или в программе: кнопки, формы, страницы, баннеры и все элементы, с которыми он так или иначе взаимодействует.
Дословно “UX” расшифровывается как “User experience” — «опыт пользователя». А задача UX-дизайнера — сделать так, чтобы этот опыт был положительным. Это в первую очередь не про эстетику (хотя и она важна), а про удобство: экономию времени и усилий при работе с интерфейсом.
Вывести полное определение UX-дизайна сложно. Кто-то даже говорит, что его не существует. Но если описать через сравнения, получится примерно так:
Упаковка еды в McDonald’s была тщательно продумана для того, чтобы людям было удобно есть без приборов, как сидя в кафе или в офисе, так и в парке, на вокзале, в поезде. Чтобы сделать коробки и стаканы реально удобными, компания изучала опыт покупателей и проблемы, с которыми они сталкиваются. И много экспериментировала с материалом и формой. Специалист, который проделывает ту же работу с сайтами, программамии и приложениями, и является UX-дизайнером.
Иногда предмет UX-дизайна понимают шире, включая в него не только работу IT-продукта, но и компании в целом: здесь примером плохого UX будет ситуация, когда клиент сделал заказ на сайте, а ему не перезвонили и не прислали сообщение.
UX часто идёт рука об руку с UI (user interface). И раньше в списка вакансий мелькали запросы «UX/UI дизайнер». Но в последние годы появилась специализация, и в крупных компаниях это разные эксперты. Про то, чем занимается UI-дизайнер, мы расскажем в отдельной статье.
Работа в двух направлениях
Первая задача UX-дизайнера — изучать аудиторию продукта. Сделать сайт или приложение идеальным для всех невозможно, но можно изучить запросы той группы людей, которая будет им пользоваться.
Предстоит ответить на разные вопросы, в том числе:
- Насколько представители ЦА опытны в использовании интернета и компьютера;
- Есть ли среди них люди с ограниченными возможностями;
- Насколько аудитория «прогрета» и лояльна к бренду, компании.
Чтобы найти ответ, важно хорошо представлять себе портрет пользователя. А для этого проводятся исследования: пользовательские тесты, опросы, анкетирования, фокус-группы. Иногда даже изобретаются принципиально новые методы, например, наблюдение за пользователем и сравнительные тесты разных прототипов.
Юзабилити — понятие, тесно связанное с UX. Если у продукта продуманный UX-дизайн, то его юзабилити будет на высоте.
Что хочет получить компания, нанимая UX-дизайнера?
Потребителя не будут заботить цена и внешний вид продукта, если он не сможет его использовать или будет постоянно получать негатив от процесса. Поэтому глобальная задача UX-дизайнера — сделать так, чтобы продукт покупали.
Если сказать более развернуто, компании стремятся достигать нужных результатов (объемов продаж, числа пользователей в сервисе и т.д), чтобы эти результаты были последовательными и прогнозируемыми.
За это, по статистике Headhunter, работодатели готовы платить до 200 тыс. рублей. Нижний порог, для новичков-джуниоров — от 30 тыс. рублей.
Знания, умения, навыки и где их взять
Как вы уже поняли, «делать красиво» — не задача UX-специалиста. И в крупных компаниях за внешний вид продукта всегда отвечают другие эксперты: веб-дизайнеры или графические дизайнеры. Но нужно уверенно работать с графическими редакторами и отрисовывать прототипы, которые можно передавать напрямую в разработку.
Поэтому многие компании, у которых есть ресурс развивать специалистов и выращивать их «для себя», предпочитают брать людей с дизайнерским бэкграундом и учить их прототипированию и аналитике. По мнению многих работодателей, проще научить дизайнера думать о пользователе, чем научить инженера рисовать графику.
Список обязанностей, которые работодатели указывают для UX-дизайнера:
- Анализ коммерческих целей и технических характеристик
- Отчеты о результатах анализа конкурентной среды
- Разработка персонажей и изучение опыта пользователя
- Карта сайта и информационная архитектура
- Карты пользовательского опыта, пути и потоки пользователей
- Эскизы и каркасные модели
- Макеты и проектирование взаимодействия
- Интерактивные прототипы
- Тестирование удобства использования;
- Юзабилити-исследования;
- Анализ пользовательских предпочтений, аналитика рынка;
- Визуальный дизайн
- Проектирование пользовательского интерфейса;
- Прототипирование.
Поэтому самый логичный путь в UX-дизайн из профессии, далёкой от диджитал, выглядит так:
- Получить знания по веб-дизайну и наработать опыт (мы уже писали о том, как это сделать);
- Найти стажировку в компании, готовой обучать UX-дизайнера «с нуля».
Более сложный и не всегда успешный путь — идти в онлайн-университет учиться на UX-дизайнера. Это большие вложения на старте (стоимость курса от 60 до 120 тыс. рублей) и сложности с поиском работы по окончании: мало кто из работодателей возьмет вчерашнего выпускника без опыта работы.