Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ за пользование недрами с нарушением условий

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 июня 2020 г. по делу № А49-10715/19

Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Административного органа о привлечении Общества к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.
Суд кассационной инстанции оставил постановление суда апелляционной инстанции без изменений.

Фабула дела:

По результатам проведенной проверки, Административный орган установил, что Общество осуществляет пользование участком недр с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Полагая, что указанные действия Общества являются нарушением требований природоохранного законодательства, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, Административный орган передал на рассмотрение в суд.

Правовое обоснование:

Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным Гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона «О недрах» лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться условиями, не противоречащими названному закону.

П. 10 ч. 2 ст. 22 Закона «О недрах» установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Таким образом, исходя из диспозиции ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и приведенных выше положений Закона «О недрах», административная ответственность, предусмотренная указанной нормой, наступает в случае фактического пользования владельцем лицензии недрами (одного или нескольких его видов, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и нарушения предусмотренных лицензией условий.

Указанная правовая позиция изложена в Постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2015 г. № 302-АД15-11840, от 26 ноября 2015 г. № 302-АД15-15122, от 6 июня 2018 г. № 41-АД18-11.

В свою очередь, ст. 6 Закона «О недрах» установлены виды пользования недрами, а именно:

  • региональное геологическое изучение, включающее региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы;
  • геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья - размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;
  • строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
  • сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Установив, что в рассматриваемом случае Общество не осуществляло в период действия лицензии ни одного из перечисленных выше видов пользования недрами, следовательно, если нарушение требований лицензии со стороны Общества имело место, то фактическое пользование недрами владелец лицензии не осуществлял, суды сделали вывод об отсутствии события административного правонарушения по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, поскольку Общество фактически не осуществляло пользование недрами.

С учетом изложенного, суды указали об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Резюме суда:

Административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, наступает в случае фактического пользования владельцем лицензии недрами (одного или нескольких его видов, предусмотренных ст. 6 Закона «О недрах») и нарушения предусмотренных лицензией условий.

Недропользователь не осуществляющий фактическое пользование недрами в период действия соответствующей лицензии, не может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.