Найти тему

Мое отношение к фильму "Александр" Оливера Стоуна (окончание)

Оглавление

Всех приветствую на моем канале. Спасибо, что читаете и уделяете время.

В предыдущей статье я завел разговор о своем отношении к художественному фильму Оливера Стоуна "Александр". Решение написать об этом статью на канале возникло когда я днем ранее стал свидетелем спора двух человек о фильме, причем на АЗС BP в Москве.

Фильм прокатился по экранам уже давно - более шестнадцати лет назад и мне самому было интересно вспомнить какое отношение возникло тогда к фильму, как был он воспринят в то время и как воспринял бы его сейчас.

Перед премьерой фильма

Массированная рекламная компания к фильму началась едва ли не за месяц до премьеры. Каждый день то на одном канале, то на другом - что на отечественном федеральном, что на кабельном, импортном, музыкальном, информационном, всяком разном постоянно напоминалось о премьере фильма.

Режиссер, исполнители главных ролей мелькали то на одной популярной публичной площадке, то на другой. В общем почти все информационное пространство так или иначе было заполнено упоминанием о фильме, еще бы - на маркетинг картины было потрачено более 40 млн. долларов, а производство обошлось почти в 155 млн. долларов, что более чем на треть превысило затраты на вышедший годом ранее эпик "Властелин колец. Возвращение короля" Питера Джексона, и почти на столько же дороже вышедшего четырьмя годами ранее фильма "Гладиатор" Ридли Скотта.

Однажды на телеканале Discovery я увидел тридцати минутный ролик, вернее даже документальный фильм о съемках батальных сцен к знаменитой битве при Гавгамеллах, в которой Александр нанес решающее поражение персидскому царю Дарию III Кодоману.

Оливер Стоун, Колин Фаррел и другие участники съемок батальных сцен.
Оливер Стоун, Колин Фаррел и другие участники съемок батальных сцен.

Фильм оказался очень интересным. В нем показывались интервью Оливера Стоуна, Колина Фаррелла и других участников съемок, как актеров, так и техников, постановщиков трюков, прямо в полевом лагере и на съемочных площадках - насколько я помню сцены Персии снимались в Марокко. Участники процесса рассказывали о своих ощущениях, о физической и моральной усталости от тяжелой работы, частых батальных сценах, верховой езде, показывали и объясняли антураж и декорации. Посмотрев его я в целом успокоился и решил, что мое беспокойство по поводу возможного разочарования предстоящим просмотром фильма необоснованно.

Просмотр фильма, первые впечатления. Последующие ощущения и мысли.

Далее, собственно сама премьера. Я смотрел фильм в Уфе - на момент премьеры оказался там, в кинокомплексе "Искра", по уровню оснащения не уступающего хорошим столичным - московским кинотеатрам.

Во время просмотра у меня было двойственное ощущение - с одной стороны, сама картинка, антураж, декорации, масштаб работы был колоссален, подкрепленный музыкой Вангелиса… Я даже сделал положительный отзыв в одном из кино-форумов об этом фильме, назвав значительным недостатками чрезмерную увлеченность создателей темой "ориентации" Александра и некоторую статичность - сосредоточенность на отдельных эпизодах из жизни македонского царя и парой "флешбэков" из-за чего у зрителя, незнакомого с историей Александра Македонского может сложиться ощущение рваного рассказа.

Позже, после того как улеглись и притихли эмоции я решил еще раз обдумать и проанализировать что же все таки я получил от просмотра.

Вроде бы все было круто, но, создавалось ощущение, что меня просто, мягко говоря обманули - как пел БГ в песне "Подмога".

Да, с одной стороны было мощно, масштабно, эпично. Я понимал, что вбухано было денег немерено и, возможно даже не львиная их часть была распилена по карманам. Я бы даже сказал эпохально. В фильме неплохо показаны массовые батальные сцены особенно вначале - многих напрягло тогда, что битва при Гавгамелах была вся в пыли, но насколько я понял, обилие пыли это такой режиссерский план Стоуна, всегда стремившегося к максимальному приближению реальности картины боевых эпизодов - что ощущалось еще в фильмах "Взвод" и "Сальвадор".

Правда в части баталий был один неприятный момент - битва в Индии - сражение на реке Гидасп - мне абсолютно не понравилась - снята с отрывом от исторической достоверности, пусть даже относительной, к тому же с посылом, что войска Александра потерпели поражение, хотя по источникам, несмотря на то, что македонцы - и союзные им азиаты - понесли серьезные потери, индийцы были разгромлены наголову и почти полностью уничтожены.

С другой стороны - это фильм не о человеке, масштаба личности которого более не было, на мой взгляд, в доступной до нас версии истории человечества (может, кроме Чингисхана).

Это фильм не об Александре, который уже с детства ходил в военные походы и участвовал в сражениях еще не зрелым юнцом, а при Херонее командовал левым крылом македонской армии в неполные 16 лет, встав напротив отборных воинов фиванской фаланги, и разгромил их.

Это фильм не об Александре, который, в неполные восемнадцать кровавой дорогой выстлал себе путь к македонскому трону, а после железом и кровью принудил к покорности отложившиеся было от Македонии греческие государства и северные племена.

Кадр из битвы на реке Гидасп - фрагмент художественного фильма "Александр".
Кадр из битвы на реке Гидасп - фрагмент художественного фильма "Александр".

Это фильм не об Александре, который за 13 лет с боями - большими и малыми, штурмами и разрушениями городов и последующим возведением новых городов и отсройки старых, постоянным военным и стратегическим планированием, быстрыми - просто молниеносными воинскими переходами сменявшиеся грандиозными пирами и пьянками, прошел от Дуная до Инда, преодолев по некоторым оценкам от двадцать до тридцати тысяч километров пеших и конных путей.

Это фильм не об Александре, который на обломках огромной территории входящей некогда в империю, управляемую персидской династией Ахеменидов, включающую в себя древнейшие цивилизации известные человечеству, пытался создать нечто принципиально новое, по сути на три столетия опередив библейский тезис "не есть ни эллина ни иудея".

Можно много еще перечислять не о каком Александре этот фильм.

Мое мнение - этот фильм, какая-то странная история о парне с лицом Колина Фарелла, разодетом в македонские, а потом в персидские наряды, который ушел черт знает куда в поисках ответов на терзающие его психику вопросы - кого он больше любит - маму, друга и вообще женщин или мужчин? Причем судя по выражению лица эту задачу с тремя неизвестными он решал даже находясь в бою. Мог ли такой затюканный легионом комплексов, впадающий в слезливые истерики сентиментальный маменькин сынок совершить столько деяний за 13 лет, которые ни до ни после него уже никто не совершал в известной нам письменной истории?

Потому и отношение к фильму - негативное, при всем уважении к другим режиссерским работам Оливера Стоуна и актерским работам Колина Фаррелла.

Окончание, начало здесь.

Спасибо, что дочитали! Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал!

С уважением, Vlad Marcus.