Администрация США утверждает, что Китай является ее самым большим испытанием, но в этой проблеме большое значение имеет ракурс взгляда, поскольку связи США с союзниками начали укрепляться, и Джо Байден стремится создать альянс наций для сдерживания Китая.
Новостной сайт Axios сообщил в прошедшую пятницу, что президент США Джо Байден планирует встретиться со своими коллегами так называемой Quad («Четверки» – США, Японии, Австралии и Индии) в этом месяце. План Байдена мог бы изменить расстановку сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Его влияние на индийско-китайские отношения будет достаточно сильным. Байден торопится и проведет четырехсторонний саммит еще до того, как встретится с ближайшими союзниками Соединенных Штатов в Европе.
По-видимому, эта драматическая инициатива проявилась как запоздалая мысль, ведь Quad даже не заслуживала упоминания в первой крупной внешнеполитической речи, произнесенной госсекретарем Энтони Блинкеном 3 марта, и для нее не нашлось места в документе под названием «Временное стратегическое руководство по национальной безопасности», опубликованном Белым домом в тот же день. В последнем документе речь шла об Индии в следующим контексте: – «Мы будем углублять наше партнерство с Индией и работать вместе с Новой Зеландией, а также Сингапуром, Вьетнамом и другими государствами-членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) для достижения общих целей».
Первые новости об инициативе Белого дома появились благодаря утечке информации от людей, знакомых с этим вопросом. Большое значение имеет ракурс взгляда, поскольку все, что попахивает «жестким подходом» к Китаю, апеллирует к внутреннему мнению США. Новый опрос Pew Research Center, опубликованный на прошлой неделе, показал, что девять из 10 взрослых американцев (89%) считают Китай конкурентом или врагом, а не партнером, но только 53% говорят, что доверяют Байдену, когда дело доходит до эффективного взаимодействия с Китаем.
Президент Байден изо всех сил пытается показать, что «Америка вернулась» на мировую арену. Беспорядок в американо-саудовском альянсе, бессмысленные бомбардировки Сирии и общий дрейф в иранском вопросе вызвали резкую критику прежней администрации. По сути дела, новая администрация Байдена находится в затруднительном положении. Блинкен в своем выступлении в среду назвал отношения США с Китаем «самым большим геополитическим испытанием 21 века». Он сказал: – «Китай – единственная страна, обладающая экономической, дипломатической, военной и технологической мощью, чтобы серьезно бросить вызов стабильной и открытой международной системе – всем правилам, ценностям и отношениям, которые заставляют мир работать так, как мы хотим, потому что они, в конечном счете, служат интересам и отражает ценности американского народа».
Однако ни Блинкен, ни промежуточный руководящий доклад не описывали какой-либо конкретной политики как таковой в отношении Китая. Байден унаследовал взгляды бывшего президента Дональда Трампа на Китай, но он также готов сотрудничать с Китаем, если это отвечает американским интересам. Байден, похоже, склоняется к мышлению Европейского союза, который рассматривает Китай как «системного соперника». Это прорыв для реализма. С одной стороны, США сталкиваются с внутренним беспорядком (из-за пандемии, экономического спада, социально-политической поляризации и т. д.), а с другой стороны, у их союзников есть серьезные разногласия по Китаю, которые трудно примирить.
В то время как США обременены устаревшей экономикой, Китай имеет полномасштабную программу реформ, идущую в рамках 14-го пятилетнего плана (2021-25 г.г.). В действительности выбор Блинкеном конкурентной риторики скрывает прагматический взгляд на падение могущества Соединенных Штатов. В самом начале своей речи Блинкен сказал, что «те из нас, кто проводит внешнюю политику, не всегда хорошо справляются с ее увязкой с потребностями и чаяниями американского народа. Мы будем бороться за каждую американскую работу и за права, защиту и интересы всех американских рабочих.… И наша торговая политика должна будет очень четко ответить на вопрос, как она будет способствовать росту американского среднего класса, созданию новых и лучших рабочих мест и принесет пользу всем американцам, а не только тем, на кого экономика уже работает».
Политика США заключается в том, чтобы предотвратить потерю рабочих мест, связывая внешнюю политику с благосостоянием среднего класса. Структура американской дипломатии, проистекающая из «внешней политики для среднего класса» – по словам Байдена – вряд ли будет отдавать приоритет инвестициям в сфере безопасности или выбирать конфронтацию с Китаем.
Конечно, будет жесткое соперничество с Китаем, но оно будет касаться тарифов, санкций и организаций, оставленных администрацией Трампа, или усилий по созданию новых цепочек поставок, чтобы отучить американскую экономику от зависимости от Китая. США могут сохранить свое присутствие и военное развертывание в Индо-Тихоокеанском регионе, но это будет означать калибровку давления на Китай с позиции силы, а не военное противостояние Китаю.
Достаточно сказать, что Индия должна серьезно обдумать все плюсы и минусы того, чтобы «положить все свои яйца в одну корзину». Во время телефонного разговора с министром иностранных дел Субраманьямом Джайшанкаром 26 февраля китайский Государственный советник и министр иностранных дел Ван И обвинил Индию в «негативном регрессе» в ее политике в отношении Китая в последние годы в нарушении двустороннего прагматического сотрудничества. Ван подчеркнул, что обе стороны должны поддерживать стратегический консенсус, достигнутый их лидерами, – по сути, ни одна из сторон не должна рассматривать другую в состязательных терминах. Вот в чем суть дела.
Международное восприятие состоит в том, что Quad является эмбриональным «азиатским НАТО» и представляет собой антикитайскую стратегическую конструкцию, независимо от мантры о том, что она не направлена против какой-либо страны. Тесная связь Индии с Quad может понравиться администрации Байдена в то время, когда у нее есть такие грызущие сомнения в грандиозных амбициях Соединенных Штатов и большие разговоры о «загнании Китая в угол» в открытой системной игре в союзе со своими партнерами.
Quad рухнет без участия Индии. АСЕАН не тронет ее. Но выгода, которая достается Индии из Quad, остается «неизвестным неизвестным». Кроме того, будут и негативные последствия. Недавние позитивные сигналы в индийско-китайских отношениях не только позволили плавно завершить разведение прифронтовых войск в районе озера Пангонг, но и складываются в виде постепенной деэскалации в общих отношениях, особенно в экономической сфере.
Однако дефицит доверия таков, что, как отметил на прошлой неделе старший китайский эксперт Лань Цзяньсюэ, заместитель директора Китайского института международных исследований, профессионального исследовательского института, управляемого Министерством иностранных дел в Пекине, «сигнал о разрядке из Нью-Дели довольно слаб, а мы в Пекине должны иметь точное суждение. Отношение Индии, как и ее политика в отношении Китая, постоянно меняется. Это затрудняет понимание того, что Индия планирует делать с китайско-индийскими отношениями».
После противостояния в Докламе в 2017- м году китайско-индийскому стратегическому взаимному доверию был нанесен серьезный ущерб. Трудно восстановить качественное взаимное доверие. С этой точки зрения есть два прагматичных варианта. Во-первых, разногласия должны быть хорошо управляемы, чтобы избежать эскалации ситуации до рискованного состояния, как в прошлом году. Во-вторых, сотрудничество должно поддерживаться в любой возможной области, при этом следует избегать их прерывания или причинения вреда друг другу.
В такой чувствительный момент любые представления о том, что премьер-министр Индии Нарендра Моди объединится с Байденом, чтобы сдержать развитие Китая и помешать ему, могут иметь негативные последствия. Точно так же вполне возможно, что намерения США, стоящие за такой неприличной поспешностью обновить Quad, выдают растущее беспокойство по поводу зарождающихся признаков улучшения двусторонних отношений между Индией и Китаем.
США исторически были спящим партнером в индийско-китайских отношениях. Теперь любая попытка правительства Моди сделать двусторонний шаг для улучшения отношений с Пекином может опрокинуть корзину яблок Байдена. В Вашингтоне, должно быть, бьют тревогу, что Xiaomi недавно объявила об инвестиционных планах по расширению своих производственных мощностей в Индии. Xiaomi сотрудничает с DBG, китайской компанией, специализирующейся на автомобилях, электронике и железнодорожном транспорте, которая поставляла телекоммуникационное оборудование таким игрокам, как Huawei.
Именно такое китайское партнерство на индийском рынке больше всего нервирует США, поскольку оно высмеивает всю Индо-Тихоокеанскую концепцию Байдена, построенную на антипатии к Китаю. Между тем в прошлом месяце агентство Reuters сообщило со ссылкой на индийских официальных лиц, что «Индия готова принять некоторые новые инвестиционные предложения от Китая в ближайшие недели, поскольку холодные отношения между двумя соседними странами оттаяли на фоне ослабления пограничной напряженности».
В докладе говорится, что отложенные предложения включают приобретение китайской компанией Great Wall Motors завода General Motors в Индии. Great Wall Motors увлечена своими перспективами в Индии, где она будет вкладывать большие средства в производство автомобилей и литий-ионных аккумуляторов. На этом заводе компания планирует выпускать и электромобили. Компания также планирует инвестировать в производство аккумуляторных батарей в Индии, а также в дальнейшие инвестиции в исследования и разработки.
В сообщении Reuters говорится: – «Правительство также рассматривает возможность разрешения некоторых инвестиций китайских фирм в определенные секторы по «автоматическому маршруту» или без правительственного контроля». Все это происходит в то время, когда Tesla Inc также изучает соглашение о производстве электромобилей в Индии.
Конечно, план Байдена по модернизации Quad появился на фоне того, что перспективы крупных китайских инвестиций в индийскую экономику выглядят ярче, чем когда-либо прежде. Это не может быть простым совпадением.
M.K. BHADRAKUMAR