Приветствую читатели моего блога.
В последних презентациях продуктов серии Radeon RX6xxx часто вы могли встретить упоминания технологий с названием Smart Access Memory и Infinity Cache. В этой статье мы подробно рассмотрим, что это за технологии и как они влияют на производительность игрового ПК.
Предыстория
Не углубляясь в принципы работы процессоров в компьютере скажу следующее - любой процессор при взаимодействии с информацией изначально берёт её и всё, что может понадобиться для работы в ближайшее время из хранилища(HDD и SSD) и перемещает всё это в оперативную память. Далее процессор уже для непосредственного использования прямо сейчас перемещает маленькими кусочками информацию из оперативной памяти в свою сверхбыструю память - так называемый кэш процессора. Кэшей у большинства современных процессоров несколько - они подразделяются на 3 уровня. Каждый уровень выполняет свои определенные функции. Первые два уровня исчисляются десятками и сотнями килобайт, последний - третий зачастую уже исчисляется мегабайтами. Именно размер кэша третьего уровня(L3) зачастую указывают в характеристиках процессора.
В видеокартах и их чипах до недавнего времени придерживались примерно такой же схемы работы с небольшими поправками. Однако у компании AMD возникла одна небольшая проблема. Дело в том, что при увеличении производительности видеокарты ей постоянно требуется всё большая пропускная способность шины памяти - грубо говоря канала, по которому информация из общей памяти видеокарты попадает в кэш процессора видеокарты.
В последнее десятилетие четко наметилась тенденция, в которой компания Nvidia сотрудничает с производителями памяти и вместе с ними создает всё новые стандарты(например её последний GDDR6X). Компания AMD в этой среде не могла на равных конкурировать с решениями от Nvidia и искала свой путь. Первым заметным решением стало появление памяти типа HBM. Грубо говоря память была распаяна на одной подложке с чипом, что обеспечивало скорости близкие к кэшу третьего уровня. У данного способа до сих пор есть масса достоинств, таких, как упрощение строения самой платы ввиду отсутствия необходимости обслуживать инфраструктуру памяти и умопомрачительная пропускная способность. Жаль только минус в виде сложности и, следовательно дороговизны производства перекрывали всё. До 2020 года AMD использовала память HBM только в топовых решения, а предтоповые решения и средний сегмент довольствовался бывшими в употреблении технологиями Nvidia.
Infinity Cache
В 2020 году с выходом серии Radeon RX6xxx, AMD представила свою новейшую технологию с названием Infinity Cache. Суть технологии в следующем - на самом чипе вместо 2-4 мегабайт кэша L3 теперь размещено 128 мегабайт.
Данное решение было подсмотрено у процессоров серии Ryzen и использует похожую технологию передачи информации с названием Infinity. Благодаря особенностям работы данной технологии уже не совсем свежая память GDDR6, установленная на 6900XT имеет пропускную способность 1664 ГБ/с. Это полностью удовлетворяет потребности графических продуктов AMD.
Smart Access Memory
Вторая технология по своей сути значительно более проста и уже имела различные реализации ранее. Предыстория вопроса следующая - в современных процессорах, работающих на операционной системе Windows существует ограничение на количество информации, хранящейся в памяти GPU, к которой может обращаться CPU. Лимит установлен на уровне 256 мегабайт. Естественно, что в процессе работы, например современной игры используется больше памяти. Существуют варианты обхода этого ограничения, однако все они непременно отрицательно влияют на производительность.
Начиная с шеститысячной серии видеокарт Radeon данный недостаток будет устранен, при условии использования процессоров серии Ryzen не ниже серии 3xxx и обновления BIOS материнской платы. Прирост производительности обещают до 11%.
Nvidia же объявила, что только разрабатывает подобную технологию, и что она будет работать с процессорами всех производителей.
Вообще забавно получается. Раньше AMD славилась тем, что выпускала открытые технологии, а Nvidia - проприетарные. С этой технологией сложилась строго противоположная ситуация. Чье решение лучше - покажет время.
Спасибо за прочтение. Больше интересных статей на моём канале.