«Светлый ручей» — комедийный балет с шутками, розыгрышами, переодеваниями и первый советский балет, который отражал идеи и дух своего времени.
Постановку придумал Федор Лопухов, выдающийся балетмейстер РСФСР, в 1935 году. Ему помогал драматург и театральный критик Адриан Пиотровский (позже он был репрессирован), а музыку к балету написал Дмитрий Шостакович.
Действие происходит в колхозе «Светлый ручей» на Кавказе. На праздник окончания сбора урожая из города приезжают профессиональные артисты. Столичных гостей встречает весь колхоз и скучающие дачники.
В первом акте завязывается сложный и запутанный сюжет. Оказывается, одна из артисток узнает в одной из девушек свою подругу детства Зину. Муж Зины очаровывается столичной танцовщицей и начинает за ней ухаживать, вызывая у жены чувство ревности. На самом празднике урожая один из дачников в возрасте влюбляется в молодую балерину, а его моложавая жена – в партнера балерины. И они все назначают друг другу свидания. Зина плачет, так как расстроена поведением мужа. Танцовщица уверяет подругу, что ей неинтересны его ухаживания, и она предлагает разыграть ее мужа, пожилого дачника и его жену. Смысл шутки таков: балерина переодевается в костюм партнёра и идёт на свидание с женой дачника. Партнёр, переодевшись в балерину, должен встретиться с дачником, а Зина, облачившись в костюм балерины, пойдёт к своему мужу. Замысел одурачивания всеобще одобряется.
(Интересно, сколько раз вам пришлось перечитать абзац выше, чтобы понять, о чем речь? Напишите в комментариях)
Вот такая путаница во взаимоотношениях происходит между колхозниками, дачниками и артистами в первой части.
Второй акт оказался проще и смешнее. Шутка балерины удалась. И на сцене в роли переодетого танцовщика мы видим прекрасную балерину Екатерину Шипулину.
Ее выступление было задорным и ярким. Она действительно выглядела столичной примой в этом "колхозе". Ее партия была самой зрелищной из женских.
Роль воздушной Сильфиды исполнил премьер Большого Руслан Скворцов. Просто бесподобное выступление! В этой комичной роли (это же шутка над дачником) раскрывается его актерский и танцевальный дар. Он то специально с грохотом прыгает на полную стопу, сам делает поддержки и наигранно умирает от неразделённой любви. А какая пластика: двигаться с грацией балерины и танцевать на пуантах – просто триумф тела и мастерства!
Любовная история в балете заканчивается счастливым концом — чета дачников помирились, а Зина простила мужа, когда тот понял, что она ничуть не хуже столичной артистки.
А вот история балета достаточно печальна. После премьеры в 1935г вышла разгромная статья, которая фактически вынесла смертный приговор постановке. Суть – авторы поглумились над советским укладом жизни. И только спустя 68 лет, в 2003 году, на сцене Большого театра вновь поставили «Светлый ручей», но уже в редакции Алексея Ратманского.
Поскольку первоначальная хореография не сохранилась, то Ратманский несколько переделал сюжет прошлого, превратив его в настоящую комедию положений, а классическую хореографию скомбинировал с фольклорными танцами. А еще в балете удивительным образом сохранился дух советского прошлого и НЭПовского времени: одни гигантские овощи, которые артисты выкатывают на сцену, чего стоят!
Понравился пост? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш блог "Театр раз в неделю".
Наши статьи о других балетах:
«Лебединое озеро» Академический театр «Русский балет»
Наш отзыв на балет «Каменный цветок» читайте здесь.