13 января 1989 года произошла авария самолета Ту-154С СССР-85067 в аэропорту Робертс, Монровия в Либерии. Самолет, выполняя чартерный рейс Монровия (Либерия) - Бамако (Мали) - Конакри (Гвинея), был перегружен более чем на шесть тонн с нарушением центровки. В результате Ту-154С на скорости 200 км/час выкатилось за пределы взлетной полосы, уклонившись влево столкнулся с полуметровым бруствером. Самолет был поврежден, но обошлось без жертв.
Немного из истории эксплуатации самолета Ту-154С СССР-85067:
67 по счету самолет Ту-154 был произведен 10 июля 1974 года в Куйбышевском авиазаводе (КуАЗ) в модификации Ту-154А. 12 июля 1974 году самолет поступил в эксплуатацию своему заказчику - Центральному Управлению Международных Воздушных Сообщений (ЦУМВС) в Шереметьевский ОАО в 337 летный отряд. 31 июля 1974 года самолет был зарегистрирован в Государственном реестре ВС СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-85067.
Самолет совершал пассажирские рейсы на международных воздушных линиях, но пролетал там чуть больше двух лет. 6 августа 1976 года наш авиалайнер был передан в Казахское УГА в Алма-Атинский ОАО в 218 летный отряд, где он пролетал еще пять лет.
В 1981-1982 годах самолет был переоборудован на Куйбышевском авиазаводе в грузовую модификацию Ту-154С. Помимо грузового варианта, на самолет было установлено более совершенное крыло Ту-154Б. К 30 ноября 1982 года переоборудование Ту-154 СССР-85067 было закончено. С ноября 1982 года по февраль 1983 года он проходил эксплуатационные испытания, для чего был 28 декабря 1982 года был передан вновь в Центральное Управление Международных Воздушных Сообщений (ЦУМВС) в Шереметьевский ОАО в 63 летный отряд.
После испытаний самолет стал обслуживать зарубежные грузовые линии, пока не был разбит в аварии 13 января 1989 года. Все шесть членов экипажа и пассажиры не пострадали. На момент аварии налет самолета составлял 13 266 часов 40 минут, он совершил 5949 посадок. Ту-154С СССР-85067 не подлежал восстановлению, после чего был постепенно разбирался, пока не был окончательно утилизирован. 25 мая 1989 года самолет был списан по причине аварии, согласно приказа ЦУМВС №115.
Ниже приведу материалы расследования катастрофы с сайта Дмитрия Ерцова "Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России":
Самолет Ту-154С (переоборудованный в грузовой вариант Ту-154А) выполнял чартерный рейс Монровия (Либерия)-Бамако (Мали)-Конакри (Гвинея). Перед взлетом расчет веса и центровки не проводился. Контроль за загрузкой самолета должным образом не осуществлялся. В результате самолет имел переднюю центровку 12% САХ, превышающую установленные РЛЭ ограничения (18%), а взлетный вес превышал максимально допустимый на 6 604 кг.
Взлет выполнялся на номинальном режиме работы двигателей от начала ИВПП ночью в сложных метеоусловиях.
В процессе разбега на скорости подъема передней опоры шасси при полностью взятой "на себя" штурвальной колонке отделение передней опоры шасси от ВПП не произошло. Командир ВС принял решение на прекращение взлета. Экипаж выполнил все операции, предусмотренные Руководством по летной эксплуатации.
Воздушное судно на скорости 200 км/час выкатилось за пределы ИВПП, уклонилось влево и на удалении 339 метров от торца полосы столкнулось с бруствером высотой 1,5 метра. В результате столкновения и дальнейшего движения до полной остановки на удалении 487 метров от торца полосы произошло значительное разрушение передней и правой основной опор шасси, а затем носовой части фюзеляжа и правой плоскости.
При движении самолета было повреждено светотехническое оборудование и ограждение аэродрома. Экипаж и пассажиры не пострадали.
Расследованием установлено, что причиной авиационного происшествия явилось преднамеренное увеличение в аэропорту Робертс веса грузовых мест, указанного в документах на перевозку, дополнительным грузом на 6604 кг, вследствие невыполнения администрацией аэропорта требований Соглашения с Аэрофлотом от 24.11.80 о наземном обслуживании в части организации перевозки экспортных грузов, что привело к выходу центровки воздушного судна за предельно-переднее значение для взлета более, чем на 8 процентов.
Выход центровки за предельно-переднее значение привел к невозможности отрыва самолета от ВПП, прекращению взлета на скорости большей критической, выкатыванию за пределы ВПП, столкновению с препятствием и разрушению.
(с) Юрий Дорошенко
Источники:
2. Фотоархив The U.S. National Archives
3. Фотоархив Chris Chennell