Феноменальный статус "The Dark Side Of The Moon" в наши дни воспринимается как данность, этот статус настолько незыблем, что над ним уже никто особо не задумывается. Чёрный виниловый круг, словно тарелка, полная секретов, давно превратился в одно из небесных тел, которые обследованы с помощью сверхмощных телескопов и чувствительнейших зондов, однако неизменная сила его притяжения не поддаётся никакому научному объяснению.
При этом, хотя обе стороны пластмассового диска - тёмные, ничего общего с пресловутым "Квадратом" Малевича они не имеют. Знаменитая картина на поверку является всего лишь бездонной пустотой, заключённой в раму, в то время, как загадочность шедевра Pink Floyd неподдельна и несомненна.
Если же кто-то считает, что всё с этим альбомом давно понятно и говорить не о чем, можно вынести на обсуждение хотя бы такой вопрос: а откуда вообще появилось у группы такое вдохновение, ведь ничто, как говорится, не предвещало? После ярких сюрреалистических видений двух первых лонгплеев Pink Floyd надолго увязли в торфяном болоте, потеряв Сида Барретта, а вместе с ним и творческую искру. Лучше всего это состояние передаёт иллюстрация с обложки Meddle: уродливое ухо под водой, как символ утраты того слуха, который позволяет улавливать тонкие вибрации Вселенной. По счастью, на этом альбоме можно услышать отголоски, то бишь Echoes, говорящие о том, что не всё так плохо, и сигналы из космоса поступают на радары музыкантов - но те ещё не знают, как их расшифровать и использовать. Без какой-то магнитной бури, основательно встряхнувшей их мозги, явно не обошлось.
Или коммерческая сторона дела, от которой тоже никуда не деться, хотя тут мы имеем дело с настоящим творчеством. Именно потому, что настоящее творчество и коммерция редко идут рука об руку, а тут такие потрясающие цифры продаж - предмет зависти многих попсовиков (не говоря о коллегах по рок-цеху). Как получилось, что вполне серьёзное, глубокое и не самое простое для восприятия произведение попало в разряд тех, которые слушали все и везде: не только любители рок-музыки, но и чопорные домохозяйки, почтенные бюргеры, мексиканские бандиты, китайские хунвейбины, советские гопники, индийские брахманы, астронавты на лунной орбите... словом, все-все-все.
Нет, в самом деле. Это же не AББA, при всём уважении. И не Майкл Джексон. Хотя отполирован альбом на славу, тематика у него достаточно мрачная, а "On The Run" или "Any Colour You Like" могут и отпугнуть неподготовленного слушателя. Есть на диске и хитовые вещи, и гениально встроенные в музыкальную ткань звуковые эффекты, и даже девочки на подпевках - но основное назначение этих шикарно поданных композиций состоит в том, чтобы заставить слушателя думать, и общая атмосфера в них скорее нервозная. Авангардным альбом не назовёшь, но и легкодоступным тоже никак - а в чартах он продержался несравнимо дольше, чем проработал "Луноход-2", запущенный в том же году.
Но самое главное - альбом прочно встроился в культурный код человечества, стал, можно сказать, частью его генома - а это уже знак особой избранности, такого не только ни один рок-альбом больше не добивался, но из всей мировой музыкальной сокровищницы то же самое можно сказать лишь о малом числе произведений. Меломаны часто говорят: о, эта музыка на века. Насчёт "The Dark Side Of The Moon" можно быть в этом твёрдо уверенным.
Разумеется, такое удаётся только раз в жизни, и последующие альбомы Pink Floyd, тоже по-своему великие, не стали такими же всеобъемлюще успешными. Время утекло прочь под безжалостное тиканье часов, группы больше не существует, в прошлом остались потрясающие концертные представления, которые она давала... Только трибьют-бэнды несут, пусть и отражённый, но живой свет той сверхновой звезды, вспыхнувшей однажды на горизонте.