Зайдём издалека. Чем подводная лодка-ракетоносец лучше стационарной сухопутной пусковой установки, например, шахты, ? Тем, что местонахождение её противнику неизвестно и уничтожить её весьма затруднительно. А хочется. Здорово ведь - сперва лишить страну-жертву возможности нанести ответный удар, а уж после врезать по ней от души.
А у советских подводных лодок того периода была проблема: дальность полёта ракет не позволяла притаиться где-нибудь в глубине у своих берегов да и шарахнуть через полюс по супостату. Необходимо было приблизиться к его побережью, а для этого преодолеть гидроакустическую противолодочную систему США, сокращённо СОСУС.
И вот один из самых ценных агентов зловещего "Кэй-Джи-Би" во все времена американский уоррент-офицер Джон Энтони Уокер-младший, дежурный офицер связи штаба командующего подводным флотом США в атлантическом регионе, помимо, как пишут в американской статье, Ниагары секретных сведений, сообщил также информацию об обнаружении американцами советских подводных лодок по акустическим сигнатурам и опознанных в них шумах.
Вопрос уменьшения шумности встал во весь свой угрожающий рост. Что же шумит на атомных подводных лодках? В том числе и реактор, точнее не сам он, а прокачивающие теплоноситель циркуляционные насосы. Далее - турбозубчатый агрегат, - паровая турбина, соединённая с зубчатым редуктором. Шум шестерён - вещь весьма неприятная.
В борьбе с шумом механизмы лодки стали размещаться на амортизирующих фундаментах и объединяться в зональные блоки, которые изолировались от корпуса пневматическими амортизаторами, что в совокупности образовывало так называемую систему двухкаскадной шумо‑ и виброизоляции.
В новых типах реакторов применили конструктивные решения, обеспечивавшие возможность естественной циркуляции теплоносителя до трети от максимальной мощности, что практически исключало шум реактора в режиме подкрадывания, это уже немало.
Однако сочные мазки в акустический портрет лодки вносит и гребной винт. При несовершенной гидродинамической форме и грубой обработке поверхностей на больших скоростях вращения начинается явление кавитации - образуются пустоты-пузырьки, которые схлопываются и шумят.
Форма лопастей гребных винтов новых подводных лодок и до сих пор является большим секретом. Британская:
Американская:
А это один из потомков нашей"Варшавянки":
Не закрыто потому, что такие уже идут на экспорт, чего там прятать? Однако оцените форму. Просто ли создать такой винт? В те времена, о которых речь в статье, у нас необходимых станков не было. Но проблему надо было решать и опять КГБ пришёл на помощь. "Кровавая гэбня" не только бабу Леру Новодворскую прессовала, но решала и такие задачи.
В 1979 году была достигнута договорённость с представителем японской компании «Вако Коеки», уже 10 лет работавшего в СССР Хитори Кумагаи (он же Кадзуо Кумагаи). Ему сделали предложение, от которого он не смог отказаться. И принялся за работу.
К сделке была подключена "Тошиба", производившая специализированный девятикоординатный металлообрабатывающий центр MBP-110. Привлекли также норвежскую госкомпанию «Конгсберг Вапенфабрик» — те должны были поставлять сложные устройства NC2000 с числовым программным управлением (контроллеры для станков)
Вся изюминка в том, что поставка такой техники в соцстраны была категорически запрещена и наблюдал за выполнением этого запрета специальный орган - КОКОМ (Coordinating Committee for Multilateral Export Controls) через который американцы следили, чтобы подобная техника не попадала на территорию СССР. Однако нашлись методы и против КОКОМа.
Японские бизнесмены подали в надзорные органы фальшивые сертификаты конечного пользователя. В них было сказано о продаже токарно-карусельных станков TDP 70/110 с двумя осями (шпинделями) для гражданского судостроения и конечный потребитель – один из судостроительных заводов Ленинграда. Норвежские контроллеры назвали запчастями. КОКОМ эти бумаги пропустил без замечаний.
К концу 1984 года все станки были смонтированы и заработали в полную силу. Советские атомные подводные лодки третьего поколения по шумности приблизились к американским атомоходам. А станки «Тошиба» с контроллерами «Конгсберг» работают до сих пор. Может, на них и ваяют винты для "Варшавянок" всех поколений.
Чем кончилась вся эта история? Американец Уокер получил от наших разведчиков за время своего сотрудничества порядка миллиона долларов.
Несмотря на предупреждения советских кураторов, его траты превышали реальные доходы. И он нехорошо расстался с женой Барбарой. ФБР уже присматривалось к скромному уоррент-офицеру с нескромными расходами, но в 1976 году он ушёл на пенсию и открыл детективное агенство. Более 17 лет Уокер предоставлял СССР высшие криптографические секреты, скомпрометировав как минимум один миллион секретных сообщений. Уйдя из военно-морского флота, он также завербовал в свою шпионскую сеть трех человек с допусками к системе безопасности: своего брата Артура, сына Майкла и своего хорошего друга Джерри Уитворта. Когда попытался привлечь и дочь, бывшая жена сдала его ФБР с потрохами. В 1985 году Уокер получил пожизненный срок и умер в заключении в 2014 году.
Майкл отсидел 15 лет, Артур также умер в тюрьме, Уитворт продолжает отбывать 365-летний тюремный срок. Барбара скончалась в 2019-м.
Американцам пришлось радикально совершенствовать основную «рабочую лошадь» своей гидроакустики — комплекс AN/BQQ-5, повышая его способность обнаруживать малошумные лодки, в том числе — с уровнем шумов ниже фонового шума океана. Стоило это многие сотни миллионов долларов.
А что же японец? Он ожидал крупного повышения за организацию столь выгодной сделки, но не получил ничего. Тогда его обуяла жажда мести. Несколько лет он пытался привлечь внимание властей к незаконной сделке, но от него отмахивались, как от надоедливой мухи. Тогда он со всеми доказательствами обратился напрямую в американское посольство. И машина завертелась. Полетели со своих должностей высокие лица в Тошибе, президент всей группы и глава совета директоров. Двух сотрудников, непосредственно курировавших проект, посадили в тюрьму. «Тошиба Машин» запретили на год торговать с социалистическими странами.
Норвежцы оставили себе в «Конгсберге» только военное производство, а остальные структуры ликвидировали.
А Кумагаи-сан был безжалостно уволен, как говорится, выставлен на мороз. В Японии свои понятия о корпоративной верности.
Возможны ли сейчас подобные истории? Готовя статью, наткнулся на такую интересную информацию - согласно требованию американского законодательства все современные и будущие модели ЧПУ-фрезеров высшего класса будут блокироваться при перемещении на новое место. Т.е. их местоположение позиционируется с помощью Джи-пи-эс навигации, при несанкционированном перемещении они просто блокируются и становятся неработоспособными. Кроме того, они снабжаются для этой цели инерционными датчиками и другой блокирующей начинкой. Можно ли всё это обойти при возникновении необходимости - время покажет.
Можно почитать вдобавок по истории борьбы с подводыми лодками:
Как охотились за подводными лодками
Как охотились за подводными лодками. Гидроакустика.
Подводная лодка обнаружена. Как с ней расправиться.
......................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь