Совсем недавно я рассказывала о маленьком и скромном охотничьем домике французских королей - Шамборе (ссылку на публикацию я, по традиции дам в конце этого рассказа). А сегодня я хочу познакомить вас с королевской шкатулкой для драгоценностей, а если точнее - с дворцовой церковью Каролингов - Сен-Шапель.
На мой взгляд, эта маленькая церковь, собирающая ежедневно толпы туристов, действительно внешне похожа на резную шкатулку с драгоценностями, и все дело в том, что по факту так оно и есть. Суть в том, что Сен-Шапель изначально строилась как реликварий - хранилище религиозных святынь. Но лучше обо всем по порядку.
В XIII веке, а точнее с 1226 года по 1270-й, Францией правил Людовик IX, бывший крайне набожным человеком, совершившим 2 крестовых похода и прозванный Святым. В 1239-м году он выкупил у императора Латинской империи Бодуэна II 22 реликвии Страстей Господних, главной из которых был терновый венец, который был возложен на голову Христа во время его казни. Венец обагрен кровью Иисуса и считается величайшей из реликвий. В числе других святынь были часть креста Христа, копье Лонгина и несколько других.
На самом деле Бодуэн II, крайне сильно нуждавшийся в деньгах, заложил святые реликвии венецианским купцам, у которых французский король и выкупил их за совершенно фантастическую сумму в 135 тысяч ливров. Что именно значила эта сумма, я расскажу чуть попозже. Итак, святыни были доставлены во Францию и Людовик вместе с братом, босые и в рубище, встретили кортеж на полпути, и король сам нес святые реликвии.
Вот тогда Людовик и задумал построить для святынь специальный храм-хранилище - реликварий. Им стала Сен-Шапель, возведенная в абсолютно рекордные сроки - с 1242 по 1248 год на месте старой королевской церкви. На ее строительство было потрачено 40 тысяч ливров. На эти деньги в то время можно было построить около 30 замков. (!) Теперь вспомните сумму, выплаченную королем за сами реликвии!
На момент возведения Сен-Шапель была частью дворцового комплекса. Она соединялась с королевским дворцом галереей де Мерсье, рядом возвышалась башня Бонбек и к ней примыкал зал Святого Людовика. К сожалению, в современном Париже от всего комплекса осталась только Сен-Шапель и часть башни Бонбек, которая теперь является частью Консьержери. Кроме того, окруженная более поздними постройками, Сен-Шапель располагается так, что невозможно увидеть ее (и, разумеется, сфотографировать) во всей красе.
На самом деле церковь очень маленькая - ее ширина 11 метров, а длина 35 м, а высота - 42,5 метра не считая шпиля (33 метра). Однако, несмотря на относительно небольшую высоту, она значительно возвышалась над дворцовым комплексом, если верить художникам того времени.
Уникальность храма с точки зрения архитектуры заключается в том, что в ней нет массивных несущих конструкций, которые уравновешивали бы боковой распор свода. Зато архитекторы впервые применили металлические связи, которые держат огромные каменные блоки. В часовне огромные окна-витражи, благодаря которым она кажется очень хрупкой, как, впрочем, и полагается шкатулке с сокровищами.👑 Однако, несмотря на всю кажущуюся хрупкость, Сен-Шапель стоит уже более 700 лет, пережила пожары, наводнение, народную революцию. Ее разрушали, а она вновь восставала из пепла.
О внутреннем убранстве Сен-Шапель я расскажу в следующей статье, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и гуляйте по свету вместе со мной.
Другие статьи о Париже и старинных храмах можно прочесть здесь:
Античные развалины в центре Парижа