Что мы знаем о Пифагоре, кроме штанов, о Ньютоне, кроме яблока, о Менделееве, кроме таблицы? Да, помним законы, биномы, портреты в школьных учебниках, но как мало знаем о людях, которых впоследствии назвали великими. И эти великие интересны не только как ученые.
Узнать больше можно из книг, которые не стареют. Вот издание 1948 года, «Люди русской науки», солидная книга в академическом стиле с предисловием академика Вавилова «Советская наука на службе Родине». Нет, не биолога Николая, а его младшего брата Сергея, не менее великого. Статья достаточно обширная, с принятыми в то время ссылками на великие труды Ленина и Сталина, диалектический материализм, борьбу с реакционной идеологией и низкопоклонством перед иностранщиной.
Открывается издание статьей о Ломоносове, иначе и быть не может. Михаил Васильевич – творец наук российских, наше все не только в науке, но и в литературе, изобразительном искусстве.
Биографии рассортированы по направлениям: физико-математические науки, химические, географические и так далее. Не все из них широко известны широкой публике, о некоторых мы знаем только отдельные факты. Софья Ковалевская - первая русская женщина-математик - запомнилась своим фиктивным браком, только муж мог разрешить женщине поехать за границу и получить высшее образование. Ее фиктивный муж Владимир Ковалевский, который вскоре стал фактическим, тоже упомянут в этой книге, в разделе геологических наук.
Книга скорее энциклопедического характера, можно читать и подряд, а можно и выбирая заинтересовавшие статьи.
Еще одна книга, тоже солидного возраста, издание 1970 года, тоже о великих, но совсем другого стиля, научно-увлекательного. «Этюды об ученых», издательство «Молодая гвардия», традиционный для этого издательства того времени квадратный формат, но переплет твердый, бумага плотная и сохранила белизну, на полях небольшие рисунки-комментарии.
Автор, Ярослав Голованов, журналист «Комсомольской правды, вышел за российские рамки и пишет об ученых разных эпох из разных стран. Немного, по 3-4 странички, но ярко, красочно и увлекательно. Вот, например, путешественник Пржевальский деньги на снаряжение своего первого монгольского путешествия выиграл в карты. В академическом издании про это не написано.
Еще один путешественник, Роберт Скотт, который лишь вторым, на месяц позже Амундсена, покорил Южный полюс. Про Скотта, его трагическое путешествие, автор написал, а вот Амундсен его не заинтересовал.
О дневниках полярного капитана я рассказывала здесь.
Бороться, искать, найти и не сдаваться
Многие статьи в книгах перекликаются, а некоторые имена появляются только у Голованова. Королев, Курчатов, Ландау в 1947 году уже работали, но о них ничего не сказано. Не доросли еще, или секретность не позволяла. С Королевым Голованов был знаком, мечтал о полете в космос как журналист, но не сложилось.
А теперь о главном: откуда у меня эти редкие издания? Областная библиотека в феврале проводила акцию «Дарим книги с любовью».
Можно было прийти выбрать себе книжку. Я не халявщица, а по-партнерски приносила что-нибудь взамен. Спасибо добрым людям из библиотеки за предоставленную возможность.