Руководство не было бы руководством, если бы оно не принимало глупых решений, а наш советский человек не был бы самим собой, если бы он эти решения воспринимал всерьез.
Так, легким росчерком на листе бумаги, советские руководители 60-х годов решили, что штурмовая авиация в эпоху расцвета управляемого вооружения и сверхзвуковых скоростей не нужна и долгие годы официальных проектов по штурмовому направлению просто не вели.
Довольно быстро стало понятно, что концепция ракетных ударов и сверхзвука оказалась не вполне адекватна технологиям того времени. Управляемые ракеты стоили дорого, а фронтовые бомбардировщики на сверхзвуке часто не успевали захватить и атаковать цель.
К счастью, в КБ Сухого мысль о закате эпохи штурмовиков не разделяли, а потому вели работу над прототипом Т-8.
Самолет получился славным, надежным, простым и безотказным как автомат Калашникова.
Су-25 не обладает выдающимися летным характеристиками. Ему этого и не нужно, но в мире, пожалуй нет второго столь же удачного штурмовика.
Его главное свойство- необычайная живучесть. Системы самолета многократно продублированы, пилот защищен титановой броней, а двигатели разнесены по разные стороны фюзеляжа и могут держать прямое попадание 30 мм снаряда, сохраняя при этом работоспособность.
Что там говорить, все системы этого самолета построены именно для того, сохранить драгоценную жизнь пилота.
Первое боевое применение в Афганистане произошло еще до того как Су-25 официально начал поступать на вооружение советской армии.
Можно сказать, что самолет доводился до ума непосредственно на поле боя.
Первые боевые вылеты показали, что штурмовик способен наносить удары с недоступной для других самолетов точностью и даже первые версии Су-25 могли вернуться на базу имея в среднем до 80 повреждений на корпусе.
И несмотря на то, что это весьма субъективный показатель, но в дальнейшем, живучесть машины много выросла и среднее количество повреждений перед тем как самолет будет сбит дошло до 150.
Поскольку Су-25 отличался не только живучестью, но и низкой ценой, он стал весьма популярен по всему миру, особенно отметившись в странах Африки и Ближнего Востока. По сути, наш штурмовик отметился почти в каждом крупном конфликте по всему миру.
Ближайший конкурент Су-25 -это американский штурмовик A-10 «Тандерболт» II . Он во многом похож на своего российского коллегу, имеет свои достоинства и недостатки, однако существенно уступает в таких важных показателях как скорость и тяговооруженность, что особенно важно, когда штурмовик действует против нерегулярных воинских формирований, оснащенных ПЗРК.
По сути, американец даже близко не проходил ту жизненную школу, через которую прошел Су-25.
Несмотря на то, что сегодня ВКС РФ имеет множество машин с неплохим ударным функционалом, Су-25 по прежнему остается в строю и стал главной штурмовой машиной первой половины компании в САР.
И все таки, заслуженному бойцу скоро пор отправляться на покой. Нет, дело вовсе не в том, что самолет не отвечает требованиям времени, просто боевое искусство не стоит на месте и штурмовики вытесняются с поля боя ударными БПЛА, которые позволяют работать безо всякого риска для экипажа.
Ожидается, что эти самолеты прослужат ВКС еще как минимум 5 лет, а далее, кто знает, может быть мы сделаем Су-25 беспилотным?😉
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉