В ООН считают, что к 2050 году порядка 67% жителей Земли будут проживать в городах и это приведет к их перенаселению. Муниципалитетам станет все сложнее справляться с уборкой мусора, поставкой коммунальных ресурсов и электроэнергии от района к району.
Чтобы предоставлять населению качественные городские услуги и эффективнее использовать имеющиеся ресурсы, администрациям городов придется внедрять передовые информационные системы и интегрировать их с городской инфраструктурой: транспортом, ЖКХ, системами безопасности, образования, здравоохранения и другими. Это направление городского развития получило название «умный город» (Smart City). За счет использования различных датчиков данные от городских жителей и устройств обрабатываются и анализируются в режиме реального времени. Полученная информация является ключом к повышению производительности работы городских служб.
Идея создания таких городов стала популярной после презентации компанией IBM схемы строительства новых городов в рамках инициативы «Умная планета». Ее целью является формирование эффективной системы управления городским хозяйством и создание комфортных, безопасных, условий для жизни горожан. Аналитическая компания IDC подсчитала, что в 2019 году в мире на умные города было потрачено $104,3 млрд. К 2025 году объем глобального рынка решений в сфере умного города может превысить показатель в $2,5 трлн, оценили в Grand View Research .
Первым проект строительства умного города реализовали в Южной Корее. Недалеко от Сеула был построен город-район Сонгдо, рассчитанный на проживание сотни тысяч человек, с заранее распланированной инфраструктурой, набором коммунальных, образовательных, развлекательных и рекреационных услуг.
На сегодняшний день программы умного города реализуются во многих городах мира: Амстердаме, Барселоне, Нью-Йорке, Пекине, Дохе, Глазго, Мюнхене, во многих городах Китая, Индии и не только.
Так, в Пекине (КНР) с помощью искусственного интеллекта и других технологий решают проблему дефицита парковочных мест. В Сингапуре проект «Умная нация» стимулирует внедрение инноваций в правительственный сектор, улучшение качества госуслуг и налаживание связей с гражданами.
В Японии в 2017 начали реализовывать масштабную долгосрочную стратегию реформирования общества Super Smart Society или Society 5.0. В рамках нее планируется активнее использовать в повседневной жизни человека продукты передовых технологических достижений, индустриального интернета вещей, роботизации и искусственного интеллекта.
В Лондоне (Великобритания) и Нью-Йорк (США) пожарные службы используют социально-демографические данные жителей для оценки и профилактики пожарных рисков. Также в Нью-Йорке комплекс датчиков позволяет обнаруживать и определять вибрации от выстрелов оружия. В Сиднее (Австралия) с помощью вмонтированных в полотно дорог датчиков и сенсоров определяется уровень загруженности автомобильных трасс, на основе чего принимаются решения об управлении светофорами.
Ультразвуковые сенсоры, вмонтированные в мусорные контейнеры в Барселоне (Испания), оповещают коммунальные службы о необходимости приступать к вывозу отходов. Здесь же создана и действует общая платформа для сбора показаний со всех датчиков: приборов наблюдения водоснабжения, света, энергетики, дорожной обстановки, уровня шума и т.д. – всего около 550 датчиков, которые собирают информацию об обстановке в городе.
В Дохе (Катар) в районе Мшейреб компанией Meeza реализуется проект умного города. В результате реконструкции района там будет работать более 500 тысяч датчиков, подключенных и управляемых набором приложений.
В январе 2021 года Саудовская Аравия приступила к реализации амбициозного плана по строительству города Neom с нулевым выбросом углерода и протяженностью 170 км. Стоимость проекта – $500 млрд.
В апреле 2014 года в Нидерландах в качестве эксперимента построили участок дороги длинной около 500 метров со светодиодными лампами, заряжаемыми с помощью миниатюрных солнечных батарей и специальных «ветряков». Это избавляет дорожные службы от необходимости тянуть электрические кабели до опор. При этом лампы загораются только в момент приближения автомобилей, а в остальное время — горят с минимальной мощностью.
В конце ноября 2020 года в Мюнхене (Германия) запустили инфраструктуру умного города на основе блокчейна. Ее внедрение сократит использование автомобилей на 10%, а выбросы CO2 на 34 000 тонн в год.
В Бишкеке (Киргизия) и Ташкенте (Узбекистан) обеспечивают безопасность с помощью умных камер видеонаблюдения. В Батуми (Грузия) система умного города позволяет мониторить климатическое состояние в городе и дает рекомендации в случаях ухудшения погодных условий.
Проекты по созданию «умного города» формируются и в России: это Москва, Санкт-Петербург, Омск, Самара, Красноярск, Воронеж, Волгоград, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Казань, Екатеринбург и др. При этом эксперты ЦСР сообщают о «низкой готовности российских городов к цифровой трансформации». Комплексная модернизация на базе принципов Smart City реализуется в Иннополисе (Татарстан), иннограде Южный (Санкт-Петербург) и инноцентре «Сколково» (Московская область).
По оценкам Аналитического центра при правительстве РФ, объем рынка решений для умных городов в России по итогам 2019 года составил более 81 млрд рублей. При этом по данным «Ростелекома», 93% расходов формирует Москва, 2% составляет доля Санкт-Петербурга и 5% — остальные регионы.
Москва задает тренды для субъектов РФ. В основе стратегии ее развития: искусственный интеллект для автоматизации принятия решений на основе анализа данных, технология блокчейн для безбумажных контрактов и большие данные для таргетированных сервисов. У города самая большая в стране система видеонаблюдения, внедрена интеллектуальная транспортная система по мониторингу пассажиропотока и поиска безбилетников, используются нейросети для фиксации ПДД, развивается бесплатная Wi-Fi-сеть, жители могут участвовать в управлении городом через портал «Наш город» и «Активный гражданин».
Несмотря на заманчивые перспективы в виде повышения эффективности использования городских ресурсов существуют и сложности при реформировании работы служб. Не существует общей схемы получения и исследования полученной информации. При этом большое количество данных зачастую невозможно использовать в рамках общей платформы.
Для развития направления умного города также необходимы большие инвестиции и современное оборудование. Частные инвесторы проявляют небольшую заинтересованность в проектах ввиду их прогнозируемой низкой доходности и длительного срока окупаемости, говорится в исследовании компании «Ростелеком».