Русский иван-чай исторически является конкурентом напиткам из Азии. Несмотря на давление со стороны власти, запретить распространение копорского чая в угоду китайскому так и не удалось. В чем же причина?
Сайт-источник - https://uraltea.ru/blog/kakoy-chay-luchshe-russkiy-ivan-chay-ili-kitayskiy
Иван-чай против китайского чая в XVIII-XIX веках
Конкуренция между нашим и иностранным чаем началась в XVIII веке. В то время китайский чай стоил очень дорого, позволить его себе могла только знать.
Предприимчивый дворовый человек помещика Савелова провел какое-то время в русском посольстве в Китае. Там он открыл для себя науку производства чая. Вернувшись на родину, он стал готовить напиток из иван-чая по тому же методу, что и за рубежом. Листья кипрея перетирали, шпарили и сушили при помощи раскаленных камней. Такой чай был практически не отличим по вкусу и цвету от китайского. И, конечно, стоил гораздо дешевле: за пуд (16,8 кг) заварки просили всего 1-3 рубля серебром. За натуральный китайский чай — в 100 раз больше.
Эта особенность привела к тому, что сушеные листья иван-чая стали подмешивать в зарубежный чай, а то и вовсе выдавать напиток из кипрея за китайский. Распространилось даже особое ремесло: подделка деревянных ящичков, в которых продавали китайский чай.
Из-за этого Кяхтинская торговая компания терпела убытки. В 1816 году купцы потребовали запретить производство и выпуск иван-чая. Вопрос стали решать на государственном уровне: Медико-хирургическая академия провела проверку напитка из иван-чая. Их целью было определить, вреден ли иван-чай для организма. Оказалось, что опасности нет, поэтому запретить производство копорского чая не получилось. Однако 6 июня 1816 г. комитет Министров выпустил положение «О запрещении подделки Копорского чая под видом Китайского». В 1833 — запрет на торговлю поддельным чаем. Этими документами регулировался процесс фальсификации чая. Виновных находили, судили и наказывали.
Так или иначе, рецепт чая, завезенный человеком помещика Савелова, распространился на всю территорию России и стал пользоваться популярностью в народе.
Чем иван-чай отличается от китайского чая
Сегодня иван-чай имеет те же преимущества перед китайским, что и раньше. И первое из них — сравнительная дешевизна. Русский чай производят из листьев кипрея узколистного. Это дикорастущее растение, которое встречается на полях по всей стране. Его не нужно специально культивировать. Соответственно, расходы на выращивание, удобрение и перевозку заметно сокращаются.
Китайские чаи готовят из китайской камелии. Ее растят на плантациях Африки, Южной Азии, Дальнего Востока. Уже на этом этапе требуются руки и материалы для культивации.
Еще одно преимущество — отсутствие в составе кипрея кофеина и щавелевой кислоты. Чрезмерное употребление последней способно привести к скоплению солей и, как следствие, — нарушению обмена веществ и образованию камней в почках. Кофеин же воздействует на нервную систему, повышает кровяное давление и вызывает привыкание.
При этом витамина С в иван-чае минимум в 3 раза больше, чем в лимоне или апельсине. Этот витамин стимулирует выработку гормонов, которые помогают сохранять бодрость, не вызывая привыкания. Китайский чай таким похвастаться не может.
Чтобы почувствовать фруктово-ягодную нотку во вкусе и запахе натурального китайского чая, надо обязательно покупать дорогие сорта. Дешевые аналоги горчат, а запах приобретают исключительно за счет красителей и ароматизаторов. Травяной вкус и запах с ноткой сухофруктов — визитная карточка ферментированного иван-чая. Не требуется идти на ухищрения, чтобы передать его натуральный вкус.
Копорский чай допустимо заваривать несколько раз — он не теряет целебных и вкусовых свойств. А уже заваренный кипрей можно использовать в течение 3 дней. О китайском чае подобного не скажешь: по словам самих Китайцев, спустя 20 минут после заварки чай превращается в «яд гремучей змеи».
Иван-чай сегодня уже не дешевая замена китайского чая. Если изначально его массовое производство было вызвано стремлением приблизиться к образу жизни богатых людей, сегодня превратилось в заботу о здоровье и желание наполнить рацион продуктами, богатыми полезными веществами. А цена — приятный бонус.