Найти тему
Историк 📜

Кто такие передвижники? Что они передвинули? Куда?

Оглавление

Все мы с детства знаем картины вроде «Грачи прилетели», «Витязь на распутье» или «Утро стрелецкой казни». И все мы слышали фамилии Репин, Суриков или Саврасов. Очень часто рядом с этими именами приходится слышать слово «передвижник», но глядя на картины не очень понятно, в чем суть «передвижничества».

Это определение не имеет отношения ни к стилю, ни к жанру, и при этом под него попадает бесчисленное количество работ, ставших абсолютной классикой русской живописи.Так что я решил немного разобраться в том, откуда взялись «передвижники» и в чем их принципиальная важность.

Бунт четырнадцати

Началось все в 1863 году, когда Академия художеств собиралась проводить ежегодный конкурс лучших выпускников. Победителю конкурса вручалась большая золотая медаль, а государство оплачивало ему шесть лет жизни и работы в Италии.

В том году за медаль собирались сражаться 14 человек, среди которых Иван Крамской, Кирилл Лемох, Константин Маковский, Николай Дмитриев и другие выдающиеся художники нового времени. Однако в честь столетия Академии правила конкурса внезапно были изменены. У исторических живописцев вдруг отобрали возможность самим выбирать сюжет для своих картин. Вместо этого всем конкурсантам предлагалось изображать германо-скандинавский сюжет про пир в Валгалле.

Такие ограничительные меры сильно возмутили студентов, и они стали писать письма к руководству Академии с просьбой вернуть все назад. Однако их коллективные жалобы остались без ответа.

Выпускники были оскорблены таким безразличием и в день объявления темы конкурса демонстративно отказались соревноваться за большую золотую медаль, попросив выдать им дипломы на основании уже имеющихся наград. Так лучшие художники страны навсегда порвали связи с Академией.

И.И. Левитан, «Над вечным покоем», 1894 год
И.И. Левитан, «Над вечным покоем», 1894 год

От мифов к реализму

Вскоре художники-бунтовщики превратились в этакий клуб по интересам. Впервые в России они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников». В то время это был уникальный прецедент создания независимого творческого объединения.

Однако не все его члены остались верны идеалам независимости, и некоторые начали снова сотрудничать с Академией. Узнав об этом, лидер артели Иван Крамской покинул сообщество, и без него оно быстро пришло в упадок.

Тем не менее этот опыт был учтен, и семь лет спустя все те же бунтовщики Крамской и Лемох воплотили идею создания «Товарищества передвижных художественных выставок». Ее устав провозглашал 3 ключевые цели:

а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством;

б) развитие любви к искусству в обществе;

в) облегчение для художников сбыта их произведений.

Николай Петрович Богданов-Бельский, «Устный счет», 1895 год
Николай Петрович Богданов-Бельский, «Устный счет», 1895 год

Но также сообщество стремилось создать альтернативу академизму. Передвижники отвергли классические идеалы красоты и консервативные каноны, поэтому ушли от приевшихся античных и библейских сюжетов. Вместо этого художники обратили свой взор на окружающую реальность и стали вдохновляются идеями сближения интеллигенции с народом (народничества).

Искусство для людей

Надо сказать, что независимость приносила творцам отличный доход. Первую же выставку передвижников в Петербурге посетили 30 тысяч человек. В итоге члены товарищества поделили между собой 4 тысячи рублей. Для сравнения, Академия художеств зарабатывала на выставках до 5 тысяч рублей в год и художники с этого ничего не получали.

Картина А.К. Саврасова была впервые показана на дебютной выставке передвижников в 1871 году и пользовалась большой популярностью
Картина А.К. Саврасова была впервые показана на дебютной выставке передвижников в 1871 году и пользовалась большой популярностью

В дальнейшем передвижники организовали порядка 50-ти выставок и объехали с ними половину страны. Одна только первая выставка побывала в 12-ти городах. Работы художников активно скупал и Павел Третьяков, который не только оценил качество картин, но и проникся идеей Товарищества. Он писал Крамскому: «Тесный кружок лучших художников и хороших людей, трудолюбие да полнейшая свобода и независимость — вот это благодать!»

Предвижники прекратили существование в 1923 году. Все уперлось в то, что маститые, заслуженные отцы-основатели не хотели допускать к управлению Товариществом молодых художников и не разрешали им выставляться отдельно от сообщества. Из-за строгих правил коллектив перестал пополняться молодежью и в итоге распался. Иронично, что история передвижников началась и закончилась на очень схожих конфликтах поколений.

А вам нравятся их картины?