Найти тему
IngoDance

Меценаты в балете: от XVIII века до наших дней

Оглавление

Вопреки стереотипу о том, что художник всегда должен быть голодным, финансовая поддержка искусства со стороны меценатов во все времена способствовала культурным прорывам и ярким премьерам. Кто из богатых и знаменитых поддерживал балет в разные годы?

Меценат-граф и меценат-купец

В XVIII-XIX веках балетное искусство поддерживали сами правители и близкие к ним люди. Присоединялись к благотворительности и обладатели капитала.

Граф Николай Шереметев — крупный меценат XVIII века, направивший часть своих сбережений в балетное искусство. В Кускове он построил новое здание для постановок «больших» опер и балетов. Театр стал популярен: постановки пользовались успехом среди москвичей.

Купец Гаврила Гаврилович Солодовников оставил след в истории как автор самого крупного пожертвования в России — ни много ни мало 20 миллионов рублей. Почти все его состояние пошло на благотворительность, в том числе деньги на строительство концертного зала с театральной сценой на Большой Дмитровке. Современники купца-мецената смотрели там балеты и феерии, а само здание носило название Частной оперы Саввы Мамонтова, еще одного мецената в искусстве. Сегодня это Театр оперетты.

Вдохновитель меценатов из разных стран — Сергей Дягилев

Меценатство в балете становится мощным инструментом поддержки во время «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Великий импресарио умел находить подход к благотворителям со всего мира, заражал их страстью к искусству, и каждый в своей мере способствовал процветанию классического танца. Мощную поддержку из России Дягилеву оказывали Савва Морозов, барон Дмитрий Ганзбург и Николай Безобразов. Еще один меценат, Виктор Дандрэ, брал для Дягилева деньги в кредит под свое поручительство.

Более того, в какой бы стране ни находился русский импресарио, он всегда старался заручиться личной и финансовой поддержкой западных меценатов. Ему это блестяще удавалось: во Франции ему помогали графиня Шевини, графиня Беарн и Маркиз де Танай. А принцессу Эдмон де Полиньяк (она же Виннаретта Зингер, дочь миллионера, создавшего империю швейных машинок) ее собственный биограф называл «основным финансистом Дягилева во время всего его жизненного пути и до самой смерти».

Еще одна приятельница, Мися Серт, стала настоящей благодетельницей и пришла на помощь антрепренеру в трудную минуту. Однажды Дягилев задолжал труппе, и артисты отказывались выходить на сцену. Серт вручила импресарио тысячу франков, чтобы разрешить конфликт. Среди других меценатов дягилевской балетной эпохи историки называют Агу Ханс, графиню Греффюль, госпожу Кунардс.

Что объединяло всех этих людей, кроме богатства? Во-первых, многие из них искренне любили балет. Например, принцесса Эдмон де Полиньяк не пропускала ни одного события, организатором которого выступал Дягилев.

Во-вторых, помогать искусству всегда было престижно. Меценаты по праву гордились своей щедростью и ценили возможность быть «накоротке» с известными артистами и деятелями искусства.

Все проекты Дягилева — от журнала «Мир искусства», с которым он дебютировал, до балетных антреприз в разных частях света — были реализованы с меценатской поддержкой. Уже на основании этого факта можно сделать вывод о значимости благотворительной финансовой поддержки для мира балета.

Современные меценаты — персонажи со страниц Forbes

История меценатства в русском балете продолжается. К примеру, в 2014 году фонд Виктора Вексельберга «Ренова» спонсировал гастроли Большого в Нью-Йорке, а балетный импресарио Сергей Данилян, которого сегодня называют современным Дягилевым, в числе меценатов искусства называл Романа Абрамовича, фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина.

Сегодня поддержку Государственному академическому Большому театру оказывает общественный деятель Олег Дерипаска. Не только финансовую, но и идеологическую — в частности, благодаря его участию текущий сезон балета Большого театра открылся четырьмя совершенно новыми работами: программой одноактных балетов «Четыре персонажа в поисках сюжета». В период пандемии, когда искусство во всем мире было парализовано, Большой продолжил работу. Не менее важно влияние Олега Дерипаска на формирование новой культуры восприятия балета — популяризация, привлечение более молодой аудитории.

Новая традиция в меценатстве — поддержка не только со стороны частных лиц: генеральным спонсором Большого театра уже некоторое время является компания «Ингосстрах».

Владельцы бизнеса поддерживают балет, как когда-то это делали аристократы и купцы, правители и приближенные к власти. А представители балетного мира признают: финансовая поддержка и лобби сегодня важны не меньше, чем столетия назад.