Любимый поэт – Пушкин, любимый композитор – Чайковский, художник – Репин… А как быть, если «наше всё» ненавистно с самого детства? И какие жизненные перипетии могут изменить мнение о поэте? Об этом рассказывает постановка театра «Дилижанс» – спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина». Это история несостоявшегося подвига.
Михаил Петунин – главный герой спектакля – возненавидел поэта ещё в детском саду: «Читает нам воспиталка что-то занудное, в стихах… Спрашивает – Петунин, ты что, Пушкина не любишь? А я возьми да ляпни – не люблю». И сразу наказание: иди в угол, и с краном больше не играешь! А машинка эта – кран подъемный – одна такая на весь детсад. Чтобы с ней поиграть, очередь. И именно в тот день была очередь маленького Миши.
Стоит он в углу, смотрит, как другой мальчик играет с краном – а его очередь, между прочим, только завтра, – и плачет. А всё из-за Пушкина. Ну и как после такого любить поэта?
Ненавистный классик преследовал героя и в школе – 69-ой, имени Александра Сергеевича Пушкина. В бывшем Царскосельском лицее к поэту отношение было особенное, о чём возвещают штандарты «Пушкин – наше всё». А у Миши Петунина появились новые поводы не любить его. Выгнали с урока за иллюстрацию к «Сказке о попе и работнике его Балде» – пошёл слоняться по школе. Не к завучу же идти с рисунком могильного холмика, над которым работник смеётся! Встретил хулиганов – Секу с Витьком. Отобрали десять копеек.
С юмором и по-житейски подробно в спектакле показана жизнь подростка и советский фольклор – вкраплённые в пьесу песни, переделки стихов и хитов. Досталось и Пушкину: «У Лукоморья дуб спилили, златую цепь в музей снесли…» А после школы – кинотехникум, дискотеки, неловкие попытки понравиться девушкам. И кто ж знал, что они так любят стихи?! Вот и выучил парочку, про любовь. Тогда-то в жизнь героя приходит Лера. Не девушка – ангел! В легком белом платье, мечтательная и серьезная. Ради такой не лень проводить дни в библиотеке, выискивая новые факты о Пушкине. Это была их игра – придумать, как спасти поэта. Когда Михаила призвали в армию, Лера подарила ему рисунок, где всё, как на картине с дуэлью поэта, только герой закрывает его от пули Дантеса. И название – «Михаил Петунин спасает камер-юнкера Пушкина».
Даже в армии классик не ушёл из жизни героя. Замполит вызывает: к 7 ноября, стихи про декабристов расскажешь? Из Пушкина.
И вот стоит рядовой Петунин за трибуной, а стихов про декабристов и не помнит. Зато от зубов может рассказать те, из любовной лирики, выученные специально для девчонок. И про самого Пушкина, и про его женщин… Старшина с замполитом краснеют, но молчат. А рядовые слушают и восторгаются. Десять суток ареста за нарушение устава, но впервые в жизни Михаил Петунин не чувствовал неприязни к поэту. Сам проникся.
После армии жизнь не сложилась – перестройка оставила его зябнуть в пустой квартире. По всей стране было так, даже в метро книгами и журналами с голыми женщинами торговали. Спросил у коммерсанта наш герой «А есть ли у вас Пушкин?», а ему в ответ – «Спроса нет». И так Михаилу обидно за поэта стало, что с рэкетирами связался: ещё со школьной скамьи знакомые ему Сека с Витьком взяли в оборот. Ездят по точкам, спрашивают, есть ли Пушкин. Нет? Штраф – тысяча! Но от дурной компании добра не жди.
Найденный рисунок, который когда-то подарила Лера, пробуждает рефлексию. И вот уже Михаил Петунин видит себя франтом XIX века. Он вспоминает детали того дня, когда случилась дуэль, будто идёт по пятам поэта.
Ещё школьником, с соседом по парте Михаил обсуждал последнюю дуэль поэта: между ними от силы метров десять было, как Пушкин Дантеса не убил? Уже в зрелом возрасте понял, почему: после выстрела соперника раненый поэт упал в снег и стрелял лежа. Пуля по касательной прошла через ладонь, которой Дантес трусливо закрылся, и отрикошетила от медной пуговицы на мундире.
Факты биографии Пушкина, фантазии Михаила Петунина и реальность переплетаются. Герой видит себя рядом с Пушкиным – лежащего у его ног, простреленного Дантесом. Как поэт на дуэли, он поднимает пистолет – чтобы так же, почти лежа, выстрелить в Секу.
Постановка театра «Дилижанс» говорит о бессмертных вещах без морализаторства. На языке, которые воспринимает современный зритель. Факты о дуэлях, Пушкине и Дантесе даны в игровой форме, а юмор в трагикомедии всегда к месту. Выразительна последняя сцена – это и реалистичная история, и подлинное искусство.
«Спасти камер-юнкера Пушкина» – одновременно и гимн высокой культуре, и срез эпохи, и камень в огород системы образования. Насадить любовь к искусству насилу нельзя, но можно заинтересовать – об этом говорит спектакль и ненавязчиво побуждает интересоваться жизнью и творчеством поэта.
Той же идее служит образ главного героя, понятный и близкий каждому сидящему в зрительном зале. Его жизнь показана без лоска, порой пугающе реалистичной – с дворовой лексикой и сигаретами, с нелицеприятными моментами и житейскими проблемами. В спектакле много монологов, да и среди сцен с диалогами герой часто обращается к зрителям. Константин Федосеев, исполнивший главную роль, отыграл эти моменты искренне и проникновенно. Смотришь спектакль и словно слушаешь рассказ друга. Такой вот разговор по душам получается.
На спектакле в театре «Дилижанс» побывали наши коллеги – сотрудники Тольяттиазота, выигравшие билеты в викторине на заводском радио. Спрашиваем, какие впечатления оставил спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»?
– Было интересно и приятно, получил массу позитива, – делится начальник группы из цеха централизованного ремонта электрооборудования (№27) Юрий Сахтеров. – В постановке переплелись два времени: эпоха Пушкина, дуэль и предшествующие ей события и жизнь обычного человека в советское время. Актёрский состав был небольшим, но артисты отыграли великолепно.
Стоит ли идти на спектакль? Однозначно, стоит. Спасать Пушкина снова будут 26 марта, также – в театре «Дилижанс».
Ольга Тебенкова для "Волжского химика"