Найти тему
Обо всем понемногу

BORK – история успеха российской марки.

Бутик BORK
Бутик BORK

История создания и разоблачение мифов о фирме BORK.

(Статья - вообще не реклама, просто мне интересно было изучить этот феномен и попрактиковаться в написании таких статей.)

В 2001 году на рынке российской бытовой техники появилась компания BORK. В тот момент малоизвестный предприниматель Бирюлин Максим зарегистрировал в Германии организацию Bork Elektronik GmbH , что по-нашему - простое ООО.

Вы, наверное, знаете сеть магазинов ТЕХНОПАРК, которые торгуют бытовой техникой. Эта компания была основана в 1992 году. А к 2001 году насчитывала более 100 магазинов по всей стране. На данный момент имеет чуть более 80 магазинов и раскрученный интернет-магазин.

Так вот в 2001 году на рынке присутствовала разнообразная бытовая техника всем известных марок. Но владелец этой сети решил создать свою марку, которая бы представляла бы премиум сегмент бытовой техники.

Идея продвижения бренда под «что-то» говорящим потребителю названием не нова. Желательно чтобы название носило оттенок страны, связанной у потребителя с хорошим качеством. Так в 90-е годы появилась «японская» фирма FUNAI, на деле зарегистрированная в Японии тремя китайцами. Или фирма Binatone (Италия), а на деле Индия. Чуть раньше на рынок вышла компания SCHNIDER (Германия) с крупной бытовой техникой, которая представляла премиум сегмент, произведенный в Германии. Что интересно, в последствии оказалось, что это чисто китайская фирма, которая к Германии имеет отношение только немецким произношением названия.

Интересный факт!
Достать запчасти к технике SCHNIDER было физически невозможно - они просто не выпускались. Поэтому купленные стиральные и посудомоечные машины оказывались одноразовыми.

Дизайн техники - основная фишка компании.
Дизайн техники - основная фишка компании.

Проблемы всех этих фирм оказались в том, что кроме продаж той техники ни о какой поддержке речи не шло и очень скоро они закрывались, так как качество продукции тоже было не на высоте. Это были фирмы одного дня.

Так вот, а Бирюлин решил пойти таким же путем, но значительно дальше. И забегая вперед, не прогадал. Он зарегистрировал в Германии фирму BORK, которая стала не только производить и продавать технику, но и должна была иметь ряд сервисных центров по ее обслуживанию в РФ.

Правда сначала были неудачные попытки. Первой Максимом была зарегистрирована фирма BIMATEC основанная на инициалах Максима - БИрюлин МАксим ТЕХник, эта марка быстро затерялась в нижнем ценовом сегменте, и не смогла пойти далеко. Вторая попытка Максима тоже стала неудачной. Созданная им марка BORG - Бирюлин ОРГанизация, которую очень быстро юмористы прозвали ГРОБ, читая название наоборот, постигла участь фирмы с неудачным названием, и вот тогда и родилась марка BORK. Об расшифровке этого названия скажу чуть позже.

Естественно выбор производства остановился на Китае. Китайцы готовы были делать что угодно и лепить туда какой угодно логотип, лишь бы у них производили продукцию.

Интересный факт!
Как-то в 2008 году, побывав в Китае с поиском завода для производства сувениров, которые тут в продаже стоили у меня 20$ за шт., китайцы на одном из заводов предлагали мне их производство за 1$ /шт., но тиражом не менее 10 000 шт. После мучительных уговоров сделать мне тираж только 500 шт. они долго совещались всем советом директоров! Говорили, что мне не выгодна цена будет и поэтому не хотят мне ее озвучивать. Очень долго мялись, мялись и в итоге выдали цену - 1,2$ за шт. Беру, сказал я, за 1,5$. на том и порешили. Но на меня смотрели, как на чокнутого!

Любой китайский завод - это огромное предприятие с тысячами работников.
Любой китайский завод - это огромное предприятие с тысячами работников.

Максимом была организована внушительная дилерская сеть, а позже, начиная с 2008 года, и сеть премиум-бутиков, продающих только технику BORK. В то время инвестиции в создание этого бренда и его раскрутку оценивались в 5 миллионов долларов.

Основным направлением продукции BORK стала мелкая бытовая техника для кухни и аксессуары для нее. Вся продукция позиционируется фирмой как техника верхнего ценового сегмента премиум-класс а.

Для потребителя миф заключается в том, что фирма BORK – немецкая. То, что фирма в 2001 году была зарегистрирована там, еще совсем не означает что техника стала производиться на немецких заводах. Техника BORK делается и всегда делалась в основном Китае. Однако в последнее время запчасти для нее производятся на заводах в 10-ке стран, одна из которых Германия.

Что интересно, в дизайн продукции и бренда были вложены очень немалые деньги и это полностью оправдало себя. Техника выглядит по-мужски, добротно и с «характером». В корпус большинства агрегатов вмонтирован алюминий, что добавляет брутальности, и, хотя, вся эта техника, в большинстве своем, предназначается для женщин, именно ее визуальная «мужская сила», видимо и стала тем, что помогает в ее позиционировании на рынке.

Интересный факт!
В рекламных сообщениях компания ориентируется на женскую аудиторию, используя слоган «Техника с мужским характером».

Брутальность техники бросается в глаза. За такой любая женщина почувствует себя защищенной.
Брутальность техники бросается в глаза. За такой любая женщина почувствует себя защищенной.

Так же, как и над качеством выпускаемой продукции владельцу пришлось поработать не мало. Были поменяны не один десяток заводов, прежде чем было достигнуто то качество, которое можно считать «не китайским». Как аналог телефоны IPHONE, которые тоже собираются в основном в Китае, но имеют соответствующее качество.

Но как же появилось название BORK?

Кажется, что это какое-то немецкое слово. Где-то слышал, что это производное от немецкого abborken — «снимать кору, очищать от коры». Видимо, замысел был сделать ставку на желание некоего очищения рынка и советской техники от некачественной продукции, сборки и вида. На деле же, это название обычная аббревиатура: Бирюлин Оптово-Розничная Компания и не более того.

В 2004 году техника под маркой BORK GERMANY выходит на Российский рынок и довольно быстро становится популярной, тем более, что в первый год продаж марка звучит как BORK Germany. В 2008 году выручка компании составила 150 мил. долларов, а в 2009 уже вдвое больше. На тот момент компания занимала порядка 5% всего рынка мелкой бытовой техники в России.

Почему бытовой пылесос так неудобен. Чем заменить? Читаем тут...

Этот прорыв не остается незамеченным и в 2009 году французская группа компаний, владеющая брендами TEFAL, MOULINEX и ROWENTA подала на компанию BORK жалобу в ФАС (Федеральную Антимонопольную Службу), с требованием не вводить потребителя в заблуждение. Ведь на тот момент 9 из 10 опрошенных жителей Москвы, к примеру, были уверены, что это чисто немецкий бренд и техника. В итоге, в начале 2010 года BORK урегулировала с ФАС этот инцидент, заменив слоган BORK Germany на BORK – настоящее немецкое качество, что никоим образом не указывало на то, что техника делается в Германии. Правда ведь?

Интересный факт!
В 2009 году у компании даже не существовало официального офиса, куда можно было прийти, и, например, оставить жалобу или что-то еще. Тогда «Офис» компании представлял собой некое небольшое арендованное помещение на территории тогдашнего ВВЦ, без вывесок и объявлений.

"Я бы сейчас съела помидорчик" (цитата из фильма "Гараж")
"Я бы сейчас съела помидорчик" (цитата из фильма "Гараж")

Сейчас Компания Bork активно регистрирует свои дизайнерские решения в качестве брендированных товарных знаков, что позволяет ей самой регулярно выигрывать судебные тяжбы уже с теми компаниями, которые пытаются копировать ее успех и дизайн техники.

На текущий момент компания входит в топ 5 компаний, производящих и продающей технику на территории РФ, и продолжает шагать вперед семимильными шагами.

Дизайн приборов становится все более космическим и инновационным. Компания получила более 50 международных премий за дизайн своей продукции и по праву занимает свою нишу в сфере премиум бытовой техники.