Отношения России и Персии на протяжении столетий складывались неоднозначно. В самом начале 17 века шах Аббас дарит царю Борису Годунову роскошный трон, украшенный бирюзой и драгоценными камнями. Но чем тверже вставала Россия на ноги на своих южных рубежах, тем сложнее были отношения с исламскими соседями. В 19 веке Российское влияние проникает за Кавказский хребет и сталкивается в Азербайджане с персидскими интересами. Вспыхнул серьезный конфликт, известный многим читателям ввиду убийства нашего посланника А.С. Грибоедова. Но к концу 19 века Персия пытается наверстать техническое отставание от запада, приближаясь к нему цивилизационно.
В 1896 году на персидский трон взошел Мозафереддин-Шах из династии Каджаров.
Европейски образованный перс, Мозафереддин долгие годы был губернатором персидского Азербайджана, свободно говорил на азербайджанском языке. Будучи ориентированным на Европу, он в то же время не забывал отстаивать персидские интересы. Так, чтобы привлечь азербайджанское население, он на свои личные средства закупал огромные объемы хлеба в России и продавал их в своей провинции по чрезвычайно заниженной цене.
Став шахом, Мозафереддин решил предпринять огромное европейское турне, длившееся более года.
Принимали шаха в России в 1902 году по высшему дипломатическому рангу. Его встречал и сопровождал младший брат Императора Николая Второго - Великий Князь Михаил Александрович, бывший в то время Наследником Престола (до рождения Цесаревича Алексея оставалось 2 года).
С этим визитом связаны два курьезных случая. На одном из приемов перед Шахом выстроилась очередь придворных дам и кавалеров для того, чтобы быть представленным высокому гостю. Дамы, как то было положено при русском дворе, несмотря на возраст все были одеты в придворные декольтированные платья с короткими рукавами. Неудивительно, Шах был шокирован. Поклонившись одной, второй, третьей возрастной придворной со следами старения на руках, шее и плечах, он громко выпалил по-французски: "Ну зачем? Старые, безобразные, декольтированные?"
Другой сюрприз Шах устроил на больших войсковых маневрах в Курской губернии, куда его пригласил Император Николай Второй.
На заключительном параде по окончании маневров перед Императором и Шахом прошло громадное количество войск. Шаху сообщили, что всего в маневрах участвует 100 тысяч человек. Недолго думая, персидский повелитель подозвал к себе своего адъютанта и что-то шепнул ему на ухо. Тот отошел от Шаха совершенно растерянный и беспомощный. Оказалось, Мозафереддин-Шах велел адъютанту отойти подальше от царского шатра и убедиться, что это не одни и те же батальоны, разворачиваясь за шатром, по нескольку раз проходят перед принимающими парад. Наши военные помогли персидскому офицеру убедиться в отсутствии обмана. Как вспоминали современники, узнав об этом, Император Николай Второй несколько дней смеялся над этой чисто восточной подозрительностью.
Покидая Россию, Шах не постеснялся попросить у Царя денег взаймы для продолжения путешествия в Германию, Италию и Великобританию. Думаю, русский двор с радостью выделил необходимую сумму, чтобы проводить во всех смыслах "дорогого" гостя...