Ментальные карты — удобный инструмент, чтобы подумать «об бумагу» (или об аналогичный сервис). Принято считать, что назначение у него «гуманитарное»: составить план текста, придумать идею, законспектировать новые знания. На самом же деле методика универсальна и отлично подойдет для изучения математики или обучения этому предмету.
Краткая справка:
Ментальная карта — это схема с древовидной структурой, где в центре указывается тема, а на ветках — составляющие или идеи. Методом такого конспектирования люди пользовались плюс-минус всегда, но название (mind-map) ему дал американский психолог Тони Бьюзен в 1960-х гг. В его книгах, ставших бестселлерами, вы можете в мельчайших подробностях узнать о методике составления, видах и применении ментальных карт.
Зачем использовать ментальные карты
Да незачем! Удивлены? Любой творческий или нестандартный инструмент не обязательно использовать в работе или в преподавании: нет такого закона или правила. Если всё и так отлично получается, а душа не просит перемен — это ок.
Но если вы любите эксперименты и горящие глаза учеников, задействовать на уроках майнд-мэппинг (составление ментальных карт) точно стоит!
Все тот же же Бьюзен в своих книгах настаивал на том, что эффективность мыслительных процессов можно повысить, если разбавить логическое восприятие информации картинками, ассоциациями и прочими наглядными образами. В этом и помогают ментальные карты.
Благодаря им вы сможете:
- приучить учеников понимать, а не зазубривать учебные темы;
- в ненавязчивой, увлекательной форме давать информацию «со звездочкой»;
- структурировать, приводить в систему учебный материал;
- визуализировать сам процесс обучения (на доске или в программе, когда каждая новая ветка появляется по мере объяснения);
- не просто вводить новые темы и концепции, но связывать их с уже известными;
- раскладывать на составляющие компоненты относительно сложные идеи;
- ускорить и упростить процесс конспектирования темы;
- проверять, насколько ученики поняли материал («научился сам — объясни другому, но с помощью карты»);
- поощрять самостоятельное изучение темы (например, если домашние задание — создание конспекта в виде карты);
- проводить мозговые штурмы, сбор идей о том, как подойти к учебной проблеме;
- сделать обмен мнениями, вопросами-ответами более динамичным и живым;
- упростить и стимулировать совместное решение проблем (когда несколько учеников составляют одну карту);
- обеспечить лучшее запоминание материала (чистая физиология мозга: новые нейронные связи создаются с опорой на старые);
- предлагать ученикам необычные раздаточные материалы, которые вызывают интерес и способствуют погружению в информацию, помогают ее обдумывать.
Если ученик самостоятельно или с вашей помощью составит ментальную карту — впоследствии, даже спустя несколько дней, ему будет проще мысленно вернуться к теме, воспроизвести информацию вплоть до деталей. Окрепнет его вера в свои силы, вырастет мотивация к учебе.
Карта поможет не только лучше усваивать материал, но и организовать учебный процесс. Например, ее можно использовать для составления todo-списков (не классических, а иллюстрированных и с группировкой отдельных пунктов по какому-либо признаку).
Зачем ментальные карты учителю математики
Если в глобальном смысле, то за тем же, зачем всем остальным: чтобы ученик лучше усвоил информацию, пропуская ее через себя. А на практике карты помогут разнообразить занятия, сделать их не просто интересными, но нестандартными и вовлекающими.
Математика как предмет перестанет быть «скучной» для учеников с ярко выраженным гуманитарным складом мышления (или тех, кто думает о себе в духе «цифры и формулы — это не моё…»).
Как использовать ментальные карты на уроках математики
Вариантов много, и каждый заслуживает отдельного эксперимента. Мы лишь перечислим и проиллюстрируем примерами.
- Планы урока
Вы можете составлять их дома, при подготовке к уроку, — или в начале урока, для ознакомления учеников с тем, чем предстоит заниматься.
- Домашние задания
Можно предложить ученикам законспектировать тему в виде ментальной карты (или помочь им в этом на доске, если важна группировка задач или последовательность действий).
- Изучение и конспектирование новой темы
Можно сразу, по мере объяснения, конспектировать ее в виде карты. А можно — сначала рассказать обычным способом, а потом предложить ученикам самим составить карты.
- Мозговой штурм
Если задача новая, сложная или необычная, можно решать ее, записывая гипотезы или попытки на ветках дерева-карты. Помните, что формат мозгового штурма запрещает любую критику в процессе (даже если вы считаете, что ученики подходят к делу неправильно).
- Решение задач
Даже решение примера или уравнения можно не записать, а зарисовать картой. Что уж говорить о доказательстве теорем или решении задач по теории вероятностей!
- Запоминание новых терминов
Записывание в виде схемы широко используется при изучении иностранных языков, но почему бы не объяснять с ее помощью, что такое слагаемое, вычитаемое и разность. Или структурировать свойства умножения. Или конспектировать виды треугольников. Так или иначе связанные между собой математические формулы тоже можно записывать не в строчку или столбиком, а в виде дерева-схемы.
Какие разновидности карт можно использовать
- Круговую (вложенные друг в друга круги) — для иллюстрирования контекста.
- Пузырьковую — для иллюстрирования свойств.
- Двойную пузырьковую — для сравнения и поиска различий.
- Последовательную — для иллюстрирования последовательности.
- Причинно-следственную.
- Со скобками — для иллюстрирования компонентов целого.
- Схемы-структуры — для классификаций.
Сервисы для создания ментальных карт
В Skyeng открыт набор учителей на направление математики . Что получит преподаватель, который придёт в онлайн-школу:
- дополнительный доход и гибкий график;
- стабильную загрузку без поиска учеников;
- готовые увлекательные уроки на суперплатформе с интерактивной доской;
- крутое прокачивание в онлайн;
- интересных учеников из разных уголков страны.