Сладкая парочка, Клара Цеткин и Роза Люксембург, хорошо известные нам по советскому прошлому, считаются в обиходе немками. Каждая из них имеет немецкоподобное имя и фамилию, каждая прилагала свои усилия по развитию всемирного женского движения именно из Германии. Тем не менее, природной немкой является только одна из них. А вот вторая рожденная в подданстве Российской империи на территории Царства польского, имела совсем другие корни.
Об этой женщине мы сейчас и поговорим.
Деятельница европейской социал-демократии появилась на свет в верующей еврейской семье, которая дала миру несколько поколений известных раввинов, знатоков Талмуда, прекрасных архитекторов и удачливых предпринимателей. Ее предки приехали в польский городок Замосць из расположенного неподалеку австрийского Львова. Но сама фамилия указывала на происхождение из германских земель на Рейне.
Изначально она звучала с идишским акцентом и произносилась Люксенбург, с буквой «н». Но по мере роста своей известности наша сегодняшняя героиня предпочла вернуться к нормативному немецкому произношению. Также она стала чаще использовать краткую форму своего имени – не Розалия, а Роза.
В детстве она получила хорошее домашнее образование, несмотря на то, что тогда для девочек это считалось вовсе не обязательным. Домашним языком в семье был польский, но как уроженцы австрийского Львова-Лемберга, Люксенбурги также хорошо говорили по-немецки. А после поступления в варшавскую гимназию, т.е., фактически, среднюю школу, Роза неплохо выучила язык Пушкина. В то время из-за многочисленных прежних восстаний, наши цари попытались несколько русифицировать Польшу, и среднее образование во многих местах было русскоязычным.
Роза сочувствовала польскому национальному движению, но ее собственные устремления больше были направлены в более продвинутую и свободную Европу. Евреи всех эпох были привержены либеральным и социалистическим идеям и считали себя больше людьми мира. В 1898-м году двадцатисемилетняя немецкоязычная польская еврейка после защиты диссертации уехала в Германию на постоянное место жительства. Чтобы получить паспорт этой страны, ей пришлось фиктивно выйти замуж за немца.
На новой родине у нее появились друзья, враги, соратники и политические оппоненты – хорошо нам знакомые немецкие коммунисты Каутский, Либкнехт и Цеткин, которые у Розы часто переходили из одной категории в другую. Помимо деятельности по развитию рабочего движения, Люксембург также активно занималась вопросами женского равноправия.
Когда американские барышни-социалистки приехали в Старый свет повидаться с европейскими товарками, их встретили наши старые знакомые Роза и Клара, которые предложили учредить международный женский день как дату проведения митингов и встреч с целью обсуждения женского равноправия. Сначала дата не была фиксированной, но позднее таким днем было выбрано 8-е марта. Это было сделано в память о событиях петроградской демонстрации, после которой, собственно, и началась русская революция.
И только в нашей стране праздник, посвященный борьбе за политические и социальные права, постепенно мутировал в женский день, каким мы его знаем сейчас. Когда представительницам прекрасного пола на работе дарят розы, а дома на один день освобождают от традиционных обязанностей по мытью посуды. В Европе и по всему миру лучше помнят его изначальный смысл, хотя и не очень-то отмечают из-за ненужных ассоциаций с советским коммунизмом.
Про Розу и Клару на Западе давно забыли, а у международного феминистического движения ныне совсем другие герои. И совсем никому не приходит в голову, что одной из его основательниц была польская еврейка.