IV век до н.э. Афины
Около 390 г. до н.э. у Эпикла из Феспий родилась дочь. Девочку назвали Мнесарета, что означало «Помнящая о добродетели».
Однако, Мнесарета отнюдь не оправдала имени, данного ей родителями.
Достигнув брачного возраста она, пользуясь тем, что у нее была идеальная по меркам афинян фигура, и хорошенькое личико, предпочла законному мужу любовника, которым стал подающий надежды афинский скульптор Пракситель, сын Кефисодота.
Мнесарета была не только любовницей, но и натурщицей Праксителя.
Афиняне быстро окрестили девушку рядом прозвищ, такими как «Феспийка», «Золотая рыбка» и «Жаба» (видимо за желтоватый цвет кожи). Именно под последним своим прозвищем (по-гречески «Фрина») Мнесарета и вошла в историю.
Как девушку, ведущую вольный образ жизни, ее зачислили в гетеры (так в те дни называли высокообразованных элитарных доступных женщин, которые принимали у себя лишь мужчин с серьезными деньгами или знатным происхождением).
Фрина ни сколько не обижалась на это и предпочитала всем прочим Праксителя, ровесника ей по возрасту.
Пракситель, влюбленный во Фрину, ваяя по заказу жителей Книда, богиню Афродиту, скопировал ее с Фрины. Об этом узнал некий Евфий, один из отвергнутых поклонников Фрины, и подал на нее в суд, обвиняя ее в безбожии. Считалось кощунством, что какая-то натурщица посмела позировать для изображения богини.
Фрину вызвали на суд города Афин. Защищать Фрину взялся знаменитый оратор Гиперид. Когда он произнес свою речь в защиту Фрины, которая не произвела особого впечатления на судей, Фрина, спасая свою жизнь (за безбожие и богохульство полагалась смертная казнь) сбросила с себя одежды и осталась нагой. А так как по греческим понятиям прекрасное тело и лицо могли иметь только избранники богов, судьи восхищенные пропорциями тела Фрины, дружно ее оправдали.
Как-то, когда Пракситель был уже знаменит на всю Элладу, Фрина, будучи с Праксителем в постели, обратилась к скульптору с просьбой подарить ей лучшее из его произведений. Пракситель согласился сделать подобный дар, но не сказал, какое из своих произведений он считает самым прекрасным.
И тогда Фрина пустилась на хитрость.
В один из дней, когда Пракситель был в доме Фрины, в комнату, где находились возлюбленные, вбежал раб Фрины с криком, что горит дом Праксителя и надо срочно спасать его произведения, иначе они сгорят.
Пракситель немедленно бросился к выходу со словами, что если сгорят его Сатир и Эрот, то от его трудов не останется ничего. После этих слов Фрина остановила скульптора, сообщив последнему, что пожар выдумала она, чтобы узнать какие из своих произведений Пракситель считает наилучшими.
Пришлось Праксителю выполнять свое обещание.
Фрина выбрала себе Эрота.
Сатир же стал украшением храма Диониса.
К концу своей жизни Фрина была настолько богатой, что когда Александр Македонский в 335 г. до н.э. разрушил Фивы, Фрина предложила фиванцам восстановить их город, если они согласятся сделать такую надпись: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной».
Фиванцы отклонили это сомнительное с их точки зрения предложение.
Уважаемые читатели, готовимся к предстоящему празднику 8 Марта)
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Смотри также: Мародерам выкуп не платить!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам