Сегодняшняя столица Суоми основана только в 1550 году. Для того, чтобы стать торговым портом, конкурентом ганзейского Таллина. И первоначально никакой столицей не являлась. Столицей Финляндии был город Турку (Або, или Кабо в русской транскрипции). Да и слово «Хельсинки» в то время имело совсем другое значение, нежели сейчас.
Первоначально этим словом обозначали дальний северный регион Финляндии. Теперь отнесенный уже к Лапландии. Именовался он «Перя Похьела», Peräpohjola, буквально – «Дальняя Похьела». То есть та часть страны, что относится к Похьеле. Той части мира, которой правила злая старуха Лоухи. А Калева, теплый благодатный край (насколько это возможно в случае с северной природой, конечно) находился в современной России и юго-восточной Финляндии, в Карелии и на Карельском Перешейке.
И более того – поселок Алакуртти, расположенный сейчас в России так же входил в Peräpohjola, до 1944 года (область Салла). Так что немного «Хельсинки» есть и в Мурманской области.
В древние же времена та часть Суоми, о которой мы говорим, была землей, где жили великаны. Причем великаны эти, «родственные» скандинавским йотунам, назывались в самой Финляндии jatulit или kalevanpojat (в отношении страны-Калевы). В Карелии их до сих пор знают под именем метелиляйненов. Жившие не территории Финляндии племена считали, что именно эти великаны, ютаны (или ятуны) и заселяли нынешнюю Суоми еще до прихода саамов. И именно от них и идет весь род финнов.
Конечно, шведы смотрели на «великанов» иначе. Для них они были не столько предками какого-либо народа, сколько частью чуждой культуры. Которая должна была быть уничтожена в ходе Крестовых походов. Ютаны для шведов стали синонимом демонов, лесной нечисти и негативных сил природы. Но сами финны продолжали упорно держаться своих корней. Вера в предков-ютанов сохранялась очень долго. До самого конца 19 века. Как писал Якобом Феллманом (Jacob Fellman), исследовавший традиционную культуру финнов в 1890 году:
Так же, как сегодняшние финны называют Норвегию королевством евреев, норвежцев - евреями, а народ ее еврейским народом, так же называют они себя и своих соплеменников народом ютанов, а страну - Ютландией…
Но вернемся к Хельсинки. Север Похьелы, самую дикую часть и для финнов, и для шведов, называли еще «землей Хийси», злого лесного божества. Хиймаа. И, как ни странно – Хельсинки. Ведь даже сами слова в чем-то похожи, не находите? Так же данную местность, откуда северные племена то ли великанов, то ли саамов совершали набеги на запад и на юг, именовали Helsingeby, Helsingintörmä и Helsinginkoski. Йоуко Вахтола ( Jouko Vahtola ) говорит, что слово «helsinki» происходит от древнескандинавского «hals», обозначавшего «шея» или «горло», иногда – «пограничье».
Но в целом, по данным историков, «хельсинки» было синонимом «хийси». И еще в 19 веке, по данным того же Феллмана, когда финские крестьяне хотели кого-то «послать к черту», они говорили : «А иди-ка ты в Хельсинки».
Учтивая, что город был основан именно шведами, причем их любимым способом использования финского населения, а именно – просто переселением нескольких сотен жителей из Порвоо на новое место жительства, название для него, удаленного и дикого, было для шведов того времени вполне подходящим: «чертова земля», «медвежий угол». Ну, или просто – «дом Хийси» для самих финнов.
Именно так древнее название, перекочевав с севера Суоми – обосновалось на ее юге. А Peräpohjola перестала ассоциироваться в памяти финнов с Хельсинки.