Найти тему
Поморочка

Пешеходная переправа для смелых, на которую не водят туристов. Рассказываю, что в ней необычного

Как и обещала вчера, расскажу вам сегодня про один из интересных фактов про Архангельск. Новостная лента как раз подкинула идею, поэтому решила не замахиваться на какие-то отдалённые от центра области, а начать прямо с центра города. Ведь именно там и берёт своё начало самая северная официальная пешеходная переправа в России, которая ведёт на остров Кегостров. Вот такое странное на первый взгляд сочетание – центр, рядом здание правительства области, одна из дорогих и вроде бы лучших в крае гостиниц, точка нулевого километра и люди, спешащие кто домой, а кто на работу через реку пешочком. Причём здесь это воспринимается людьми настолько обыденно, что туристов сюда не водят - зачем показывать то, что где-то наравне "сходить в магазин за хлебом"? По-моему мнению, очень даже зря. В качестве одной из достопримечательностей она очень даже привлекает внимание.

Вид на Гостинные дворы Архангельска с пешеходной переправы. Фото из личного архива
Вид на Гостинные дворы Архангельска с пешеходной переправы. Фото из личного архива

Переправа ведёт на один из островов, на котором также живут люди и при этом считаются жителями не просто Архангельска, а его центрального округа – Октябрьского. При этом, чтобы попасть с одного берега на другой людям приходится летом пересекать Северную Двину на пароме (в межсезонье, когда лёд на реке ещё есть, но ходить по нему уже нельзя – на буксире). Конечно, бесплатно никто перевозить не будет, цена в прошлый сезон была около 35 рублей в одну сторону. Есть официальное расписание и живущие на острове люди его знают наизусть – не успел на последний рейс и домой попадёшь уже только утром. Ещё и погода может внести свои коррективы – например, в шторм рейсы могут отменять.

В тот день погода была хорошей, хотя и морозной. Фото из личного архива
В тот день погода была хорошей, хотя и морозной. Фото из личного архива

Но самое интересное начинается с приходом зимы, когда намораживают ледовую переправу. Да-да, в начале сезона лёд ещё не настолько толстый и прочный, чтобы по нему спокойно прошёл человек, но и не настолько тонкий, чтобы через него мог пробиться даже буксир от одного берега к другому. Поэтому местные власти каждый год выделяют деньги на обустройство переправы.

Когда я ходила в прошлые годы по ней, то деревянные мостки с перилами были только у одного берега – со стороны основной части города.

Вид на переправу с деревянных мостков со стороны города
Вид на переправу с деревянных мостков со стороны города

А вот на сам Кегостров уже приходилось подниматься непосредственно по льду, утоптанному снегу и местами перепрыгивать через набежавшую сверху всего этого воду. Последней иногда бывает так много, что переправу просто затапливает у берегов полностью. Именно так и случилось буквально вчера, когда по всем местным новостям показали фото и видео как люди в сапогах типа бродни пытаются с осторожностью пройти по такому участку.

Часть переправы затопило нагонной водой после шторма. Стоп-кадр из видео с сайта www.29.ru
Часть переправы затопило нагонной водой после шторма. Стоп-кадр из видео с сайта www.29.ru

Одному мужчине всё-таки не повезло и он поскользнулся (под водой-то лёд) и упал-таки в воду, промокнув по пояс. С ним, кстати, всё в порядке, просто одежду пришлось потом сушить.

Смельчак, успешно перешедший затопленный участок переправы. Стоп-кадр из видео с сайта www.29.ru
Смельчак, успешно перешедший затопленный участок переправы. Стоп-кадр из видео с сайта www.29.ru

Между деревянными мостками люди идут просто по намороженному льду с хорошо утоптанным снегом. На всём протяжении пути устанавливается освещение. Хотя ещё несколько лет назад, когда мне довелось переходить там реку, его устанавливали опять же только со стороны города до судового хода, а до острова приходилось идти по освещённой только природным светом или фонариком в телефоне дороге.

Так выглядят столбы освещения на переправе. Фото из личного архива
Так выглядят столбы освещения на переправе. Фото из личного архива

Добавьте сюда ветер, снег, холод (на открытом пространстве реки эффект от всего этого усиливается в разы, если не в десятки раз) и полное ощущение нахождения на дороге между глухими деревеньками. Хотя со стороны острова предприимчивые водители организовывают платный проезд с комфортом. Расценок их не знаю, не ездила. Всё-таки бизнес нелегальный и не известно в каком состоянии находится водитель, есть ли у него права вообще, да и состояние машины может оставлять лучшего (чинят явно самостоятельно, так как сервисов на острове нет, а до основного города даже не знаю как они ездят, если, конечно, ездят.

Кстати, о судовом ходе. Он-то как раз для многих и оказывается самым большим препятствием, причём настолько, что боятся по нему идти и поворачивают назад. Это для жителей острова он привычен и ничего особенного не представляет, а вот у неподготовленного туриста может и глаз задёргаться с непривычки.

Фото для создания антуража за неимением кадра с судовым ходом) Фото из личного архива
Фото для создания антуража за неимением кадра с судовым ходом) Фото из личного архива

Всё дело в том, что Северная Двина остаётся судоходной рекой круглый год и вот по такому ходу и проводят суда. А люди в это время ждут своей очереди, чтобы перебраться на другую сторону. По своей сути судовой ход – это участок открытой воды в несколько метров шириной весь покрытый шугой (именно так именуется каша из кусочков льда на поверхности). Сверху на них кидают деревянный настил, по внешнему виду похожий на знакомые многим паллеты. Перилы делают не всегда, что добавляет адреналина впервые переходящему по них смельчаку. Перед тем как пройдёт судно, их убирают специально посаженные в рядом стоящей бытовке дежурные.

Вот такие суда могут проходить по судовому ходу. Фото из личного архива
Вот такие суда могут проходить по судовому ходу. Фото из личного архива

Судно проходит, после даёт небольшой задний ход для намыва шуги обратно, уплывает дальше, все ждут в зависимости от погоды 15-30 минут, чтобы лёд схватился, мостки кидаются дежурными обратно на шугу и так называемые пешеходы могут продолжить своё движение через судовой ход.

Не всегда проход судна проходит без приключений и оно может просто застрять и увеличить ширину хода, что потом добавит работы дежурным, а также заставит переходящих потом людей пережить дополнительные незабываемые мгновения жизни.

Закат над самой северной пешеходной переправой. Фото из личного архива
Закат над самой северной пешеходной переправой. Фото из личного архива

Знаю, что многие сейчас думают: «Можно же перейти реку через нормальный мост». А его там просто нет, Кегостров – это остров. Строить просто нерентабельно, хотя нет-нет, да задумываются власти над этой идеей. Но потом подсчитывают возможные материальные расходы, которые вряд ли когда-либо вернуться обратно в бюджет, и отказываются от данной идеи. Дело в том, что на острове сейчас практически ничего нет, даже людей живёт всё меньше и меньше. Если раньше там был хотя бы небольшой аэродром и летали самолёты на другие отдалённые острова, то сейчас там мало что осталось от былой инфраструктуры. Даже пожарных из города ждали. А река судоходная и широкая, мост нужно строить высокий и основательный. Так что вряд ли он когда-нибудь появится.

Просто снежинки на перилах мостков пешеходной переправы
Просто снежинки на перилах мостков пешеходной переправы

Вот такая она самая северная переправа в России. Если у вас появились какие-нибудь вопросы, то задавайте их в комментариях – отвечу. Также буду рада нажатию на «палец вверх» и новым подписчикам.

Архангельская область как съёмочная площадка. Какие фильмы и где конкретно снимались на её территории.

Где в Архангельске купить материалы для рукоделия - мой топ-10 магазинов

В Архангельск пришли волки. Теперь в тёмное время здесь лучше не гулять.