Найти в Дзене
Евгения Кретова || писатель

Молодежная литература как флагман будущей литературы. Экспертное

В прошлом материале я оставила провокационную фразу, которую можно расценить, как девиз: за молодежной литературой будущее литературы вообще. Сегодня попробую объяснить, почему это так.

90е – 2000е годы вырастили целую плеяду маститых авторов, которые сегодня представляют премиальную и «серьезную» литературу: Водолазкин, Прилепин, Яхина, Степнова, Галина, Петрушевская. Это социальная проза. Иногда – с историческим подтектом. Она может нравиться или нет – вопрос не в этом. А в том, что аудитория этих авторов – за 45 лет и стремительно сокращается. В прошлом году премия «Большая книга» проводила голосование на ведущем читательском портале с посещаемостью порядка 5 млн человек в месяц. Общее количество проголосовавших за книги из списка «Большой книги» - около 3000 человек. И это при массированной и довольно агрессивной рекламе, баннерах на главной странице, рассылках. Для сравнения – в эти же числах на том же портале шло голосование премии «Выбор читателей», в которой была представлена жанровая литература. Так там только за Макса Максимова и его «светлого человека» проголосовало почти 5 тысяч читателей. А если суммировать все голоса, отданные читателями за книги, то получится, наверно, около ста тысяч.

Популярные книги сегодня – это жанровая литература. Фэнтези, мистика, фантастика, детективы. Это книги с высокой визуализацией, т.н. кинематографичностью. В них – яркие описания, детали, постоянное действие героев и минимум рефлексии. В них яркий, проблемный и неоднозначный герой, который при этом архитипичен и молод. В них невероятные миры и локации. В них может быть жестокость и социальные проблемы, даже если книги о придуманном на 100 процентов мире. То есть мало того, что герои узнаваемы, так они еще и являются носителями узнаваемых проблем. И история очень часто ведется от первого лица, еще и в настоящем времени, подчеркивая, что история происходит «здесь и сейчас», завершая максимальное вовлечение читателя.

И это все маркеры молодежной прозы, ориентированной на ребят 16-25 лет.

Напрасно называть это «низкой прозой», напрасно игнорировать это. Сегодня выиграет тот, кто завоюет внимание 20-летних. Именно их менталитет и влияет на книжные предпочтения (о теории поколений для книжного мира я писала чуть раньше).

Сегодняшние 20-летние ищут новых впечатлений, готовы к экспериментам, скука для них – главное зло. У них высокая насмотренность (да-да, то самое клиповое мышление тоже с этим связано). И это позволяет делать удивительное в тексте: смешивать жанры, приемы, нарушать запреты и литературные «табу», искать новые стилистические приемы. Именно в этом котле "варится" что-то интересное. И сварится, уверяю вас.

Что, собственно, молодежные авторы и делают – раздражая мэтров и литературных критиков. Но именно они готовят новое литературное меню, которое уже завтра будет звучать на повестке дня.

Для "взрослой" и "серьезной" прозы молодежка нужна как мостик, который сохранит читательских интерес, рожденный в детстве , и в итоге приведет читателя.

Упоминаемая статья: Теория поколений и книжный маркетинг

Подборка молодежной прозы: Бунтуй!

Подборка молодежной прозы на Book.24

Подписывайтесь на канал , здесь мы говорим о книгах и не только.

_________________________

Мои книги в книжных магазинах: Book.24 , Лабиринт , Озон , ЛитРес