Найти в Дзене
Виктор Никитин

Rolling Stones - Paint It Black

Одна из моих самых любимых песен Стоунз. Вместе с Gimme Shelter я бы включил ее в тройку лучших песен группы. Да и сами музыканты относятся к ней очень тепло. Редко, когда они не поют ее на своих концертах. На концерте в Москве в 1998 году у них была такая завлекалочка - на сайте группы поклонники могли выбрать свою самую любимую песню, и группа ее исполняла на концерте в этом городе. На экране было показано голосование - и наши зрители выбрали именно Paint It Black. Даже вроде такое простое название, состоящее всего из трех слов, у нас на русский язык переводится по-разному. Я его перевожу как в детстве - уже свыкся с этим переводом - "Выкрась в черное."

В моем детстве во дворе ребята играли эту песню на гитаре с русскими словами - помню только одну строчку - "характер выкрась свой, его во всем вина". Больше ничего не запомнил.

Роллинг Стоунз
Роллинг Стоунз

Песня вышла как сингл в 1966 году в мае месяце на лейбле Decca.

О расцвете "Роллинг Стоунз" в 1960-е годы многое говорит тот факт, что даже их песни-шутки в тот период попадали на первое место. Кит Ричардс называл это "катапультированием". Они были настолько изобретательны, что могли "позолотить" даже маленькие студийные приколы в блестящие хиты, которые оказались одними из их самых знаковых работ. Paint It Black тоже рождалась как шутка. Но получилось совсем наоборот.

"Paint It Black" - очень мрачная песня, и это выходит за рамки того, что Мик Джаггер всегда говорил о том, что он хочет, чтобы все, что выпускается под названием Роллинг Стоунз, было отлито в золоте. За как бы совершенно ясным и однозначно мрачным литературным текстом, скрывается песня о солнечном затмении, о тьме и горечи утраты. Когда ее слушаешь, создается впечатление, что везде погасили свет. Как такая песня могла быть основана на шутке, кажется непостижимым, но Кит Ричардс объяснил, что создание музыки было легче, чем то, что получилось в итоге вместе с текстом.

Вот так она звучала в 1966 году.

“Мик написал текст, - сказал Кит Ричардс журналу Rolling Stone, - я написал музыку, он сделал слова. Осталось собрать все это вместе. Что удивительно в этой песне для меня, так это ситар. Мы сначала выбросили его, так как он звучал очень весело и не подходил к словам. Мы его просто вырезали."

Кит Ричардс :"Это была идея Джонса. Он "завязал с гитарой", как он нам сказал. Захотел стать мультиинструменталистом. По стилю эта вещь отличалась от всего того, что я делал раньше. Может быть в этот раз во мне заговорил "внутренний еврей". Для меня она была больше похожа на Хаву Нагилу или на какой-то цыганский проигрыш. Но она явно лежит в другой плоскости, чем другие песни. Хотя ни в Тель-Авиве или в Бухаресте мы никогда не выступали. Есть еще один нюанс - это продолжительность песни - 2 минуты 29 секунд - сингловый формат. Иначе песню на радио не возьмут". (из книги "Жизнь")

Группа долго подбирала инструменты и выстраивала звук для этой песни, ничего не получалось - пробовали Эрика Истона на органе, который был менеджером группы в то время, пока случайно Билл Уайман в попытке высмеять стиль своего менеджера, не сел за орган. Точнее лег. И ударил несколько раз по педалям руками. “Билл играл на органе, пародируя нашего менеджера, который начинал свою карьеру в шоу-бизнесе как пианист в кинотеатре”, - объяснил Ричардс. “Мы сделали это с фанковыми ритмами, и это не сработало, и вдруг Билл в шутку начал играть на органе так, что все сразу приняли его шуточную пародию всерьез. Это было очень странно и неожиданно - Билл на органе, Брайан, играющий на ситаре, и все зазвучало совсем по-другому."

По словам Кита Ричардса, именно «игра Брайана на ситаре сделала всю песню». Интересен тот факт, что Кит Ричардс утверждает, что рифф к этой песне придумал он, и об этом он пишет в своей книге. А Билл Уайман тоже в своей книге утверждает, что рифф подобрал он на органе.

Нарастающий темп песни, безусловно, добавляет ей драматизма и окрашивает мрачную лирику внутренним эмоциональным оттенком. Тут уже не до шуток. В конце песни мы уже слышим какое-то завораживающее безумное заклинание, в которое превращается песня.

Эта пародия Билла, однако, была не единственным влиянием на окончательное звучание песни, поскольку Джаггер также черпал вдохновение в композициях еврейских свадебных песен, особенно в "Хава Нагила’. В то время как мелодия, безусловно, несла в себе психоделическое настроение, которым тогда заразились многие группы, и Стоунз не были исключением.

В своей книге 2002 года "Rolling with the Stones" Билл Уайман объяснил , что альбом должен был стать саундтреком к так никогда и не снятому фильму "Back, Behind and In Front". Мик Джаггер встретился с предполагаемым режиссером Николасом Рэем и он ему не понравился, поэтому проект был свернут.

Эта песня остается одной из лучших в репертуаре Rolling Stones, и это свидетельствует о таланте группы. Песня вышла на первые места в чартах в США, Британии и других странах.

Так эта песня звучит сейчас

Есть еще один интересный момент - это запятая в названии песни. Paint It, Black. В таком написании после запятой стоит вроде бы обращение к кому-то по фамилии Блэк, или того хуже, к чернокожему человеку.

Сразу стали создаваться версии - что бы это значило. Кстати эти версии до сих пор то тут, то там появляются. Неинтересно же без заговора. Без второго дна. Но это была просто ошибка звукозаписывающей компании Decca, которая выпустила сингл, написав название с запятой – “Paint It, Black”, из-за чего поменялся весь смысл («Покрась, черный» вместо «Покрась черным»). Но все домыслы Мик Джаггер упорно опровергал. По его словам, музыка и текст «Paint it, Black» писались в атмосфере дуракаваляния. Для них эта песня была эдаким комедийным треком.

Добавил еще тайны и сам автор Кит Ричардс:" «Иногда ты чувствуешь, будто не ты их писал. Песня «Paint it, Black» немного в стороне от общего потока. Откуда она взялась, я не знаю» , – признался Кит Ричардс.

Спасибо за ваше внимание к моим статьям.

Еще о Роллинг Стоунз

Let It Bleed - турбулентный альбом Роллинг Стоунз

Что не так в обложке Beggars Banquet