Когда Василий Ливанов только начинал свою актерскую карьеру, для всех он был сыном того самого Ливанова – Бориса Николаевича. Как водится, к нему долго присматривались: а на что способен сын?
Сейчас В.Б. Ливанова знают все – уж один-то раз каждый смотрел знаменитый сериал Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе. И, к сожалению, все меньше людей помнят, каков был масштаб личности его отца, ведущего артиста МХТ.
К счастью для тех, кому небезразлично искусство, сохранилось около пятнадцати фильмов, снятых в 30е-60е годы прошлого столетия. Конечно, несовершенный кинематограф того времени не в состоянии передать всю мощь его дарования, тем более, что, по воспоминаниям современников, свои главные роли артист сыграл все-таки на сцене.
Но была у БН и еще одна страсть – рисование:
«У меня с детских лет был верный союзник и помощник – карандаш. Он помог сохранить в памяти … характеры замечательных людей, с которыми мне посчастливилось встретиться…Я делал зарисовки на репетициях, за кулисами во время спектакля, на совещаниях и беседах, в гостях… Эти наброски потом, дома, воплощались в рисунки-портреты, дружеские шаржи.
Станиславский был первым человеком, которого я рискнул нарисовать и впоследствии рисовал неоднократно. … И вот однажды, когда Константин Сергеевич отдыхал в санатории, мне передали, что он просил меня приехать к нему с рисунками…. Станиславский разглядывал каждый рисунок, затем вдруг начинал хохотать так, что пенсне сваливалось у него с носа. Он долго обшаривал себя в поисках пенсне, которое спокойно висело на шнурке, наконец находил его, надевал, вновь всматривался в рисунок и вновь хохотал… Просмотрев несколько раз мое собрание, он в заключение сказал:
«Очень вам, Борис Николаевич, будет попадать от наших дам – мужчины, пожалуй, вытерпят. Чтобы обезопасить вас, подписываю свой портрет».
Ливанов писал о том, что вдохновителем своей серии портретов актеров МХАТа может считать В.И. Качалова, зорко подмечавшего смешное в окружающих его людях.
Он делал свои зарисовки, шаржи, портреты на протяжении тридцати шести лет. Альбом его рисунков вышел в издательстве «Искусство» еще в 1974 году. Позже, уже в начале нашего века, выпустили прекрасное издание «Театрального романа» Михаила Булгакова, в котором опубликовали большое количество работ БН.
Работая над «Театральным романом», Михаил Булгаков, конечно же, не мог обойти стороной значительную фигуру мхатовского артиста.
В романе Булгакова Ливанов изображен так: «Человек моих примерно лет, худой, высокий, подошел ко мне и назвал себя: - Петр Бомбардов».
«С первого же момента я почему-то подружился с Бомбардовым. Он произвел на меня впечатление очень умного, наблюдательного человека».
Булгаков и Ливанов действительно дружили. Встречаясь в буфете утром до репетиции, обменивались остротами, при этом удачно состривший получал 20 копеек.
- Борис Николаевич, получите двадцать копеек, - входя в буфет, сказал Булгаков.
- За что?
- Я видел сон: я умер, а вы сказали: «Був Гаков и нэма Гакова!» Получите» (воспоминания Г. Панфиловой-Шнейтер)
В семье Ливановых хранится «Дьяволиада» М. Булгакова 1926 года издания с дарственной надписью автора: «Актеру 1го ранга в знак искренней любви и дружбы – Борису Николаевичу Ливанову. М. Булгаков. Актерское фойе МХТ в сумерках 4.ХI.1931 г.»
Михаил Булгаков тоже "удостоился" того, чтобы быть запечатленным Ливановым, и этот шарж занял свое место в галерее портретов.
Богатство и многогранность его натуры поражало. Всего год занимался Ливанов в Четвертой студии МХТ, после чего В.И. Немирович-Данченко оценил его дарование и пригласил в театр. Ливанову было только двадцать лет – случай для Художественного театра уникальный.
«В те времена он был еще очень скромен и застенчив, - вспоминает сын В.И. Качалова, который заведовал в МХТ литературной частью, - но и сквозь эту завесу робости прорывалась мгновенная реакция, чувствовалась такая острая наблюдательность, что его ярлыков, его прозвищ и кличек начинали опасаться…»
Ливанов не написал книги воспоминаний, его мемуарами стали рисунки, из которых сложилась своеобразная летопись. Сергей Эйзенштейн сказал однажды: «Это не портреты, а… психологически разработанные роли: их можно играть».
Как обидно, что мы не видели его на сцене. Как замечательно, что остались фильмы и рисунки.
О героях "Театрального романа" М.А. Булгакова можно почитать здесь: Поликсена Торопецкая: персонаж романа и прототип
Об экранизации произведения М.А. Булгакова можно почитать здесь: «Дни Турбиных» изменили мое представление о мире
Другие публикации автора об интересных людях читайте здесь: #persona grata рт