Товарный знак — это мощное секретное оружие любого бренда. Оно защитит бизнес от недоброжелателей, от кражи и вторжений, но пользуются им немногие. В чём заключается необъятная мощь товарных знаков? Объясняем на супергероях.
Что такое товарный знак?
Это символ, который соответствует товару или услуге и принадлежит индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам. Он может быть текстом, изображением или их комбинацией.
Самый простой пример товарного знака — это извилистая буква S на груди Супермена, которая вспоминается каждый раз, когда мы думаем о герое с планеты Криптон. У его коллеги — Бэтмена — товарным знаком может быть схематичное изображение черной летучей мыши на желтом овале.
Нюанс лишь в том, что их логотипы не являются товарными знаками до тех пор, пока Супермен и Бэтмен не обратятся в Роспатент для регистрации. С момента регистрации они перестанут быть официально общедоступными и станут юридически принадлежать только им.
До регистрации Бэтмен с легкостью мог бы позаимствовать дизайн логотипа Супермена и использовать его безнаказанно, чтобы потроллить товарища. Ещё Бэтмен мог бы сам назваться Суперменом, и Кларк Кент не смог бы доказать кражу бренда в суде.
Что можно зарегистрировать в качестве товарного знака?
Мы уже знаем, что можно оформить исключительные права на название или логотип, но на самом деле зарегистрировать можно любые аспекты вашего бизнеса, которые хочется застраховать от кражи и недобросовестного использования.
- Словесные обозначения.
Сюда входят доменные имена, названия компаний, товаров и услуг, личные бренды, ФИО, псевдонимы, рекламные слоганы и девизы. - Изобразительные обозначения — логотипы, эмблемы, маскоты и персонажи.
- Комбинированные товарные знаки — сочетание слов и картинок.
Что может правообладатель?
Первые две привилегии до смешного просты: вы можете использовать свой товарный знак и запретить использовать его другим. Третья интереснее: вы можете получить компенсацию в размере 5 миллионов рублей, если кто-то использовал ваш товарный знак без разрешения. Это правило работает даже в том случае, если чей-то товарный знак похож на ваш до степени смешения.
Статья ГК РФ 1484 гласит:
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Правообладатель может использовать товарный знак и запрещать его использование третьим лицам. Нарушителям может грозить штраф до 5 млн. руб.
Супергеройский кейс
Представьте, что Джокер выяснил, кто такой Бэтмен, и они оба россияне. Теперь Джокер хочет разрушить бизнес-империю мультимиллиардера Брюса Уэйна. Пособники криминального гения подсказывают ему: оказывается, бренд Уэйн Индастриз не является товарным знаком и не защищен авторским правом.
План Джокера прост и изящен. Он оформляет юридическое лицо, называет его «Уэйн Индастриз», обращается в Роспатент и крадёт логотип супергероя. Тут же он подает иск против бизнесмена и выигрывает суд. Теперь Брюс должен выплатить Джокеру 5 миллионов рублей, на которые суперзлодей покупает оружие массового поражения.
При этом Бэтмену приходится провести ребрендинг всего своего бизнеса, из-за чего он терпит огромные убытки. К примеру, ребрендинг «Сбера» обошелся в 2,5 миллиарда рублей потому, что компании пришлось сменить все вывески, буклеты, наклейки на банкоматах, и так далее. Сколько придется потратить Бэтмену, остаётся только гадать.
При этом закон остается на стороне Джокера. Но всё могло случиться иначе:
Представьте, что Джокер выяснил, кто такой Бэтмен, и они оба россияне. Теперь Джокер хочет разрушить бизнес-империю мультимиллиардера Брюса Уэйна. Пособники криминального гения подсказывают ему: можно зарегистрировать товарный знак компании «Уэйн индастриз», чтобы подставить Бэтмена.
Джокер обращается в Роспатент, но вдруг узнаёт, что бренд «Уэйн индастриз» уже является товарным знаком. Коварный план суперзлодея с треском провалился!
И причём тут ЁЖ?
Вот поэтому так важно, чтобы ваше название было уникальным и не было занято. В некоторых классах МКТУ зарегистрировано больше 100 тысяч названий и это количество растет ежедневно.
Мы описываем с клиентом задачи, позиционирование и аудиторию, штурмим. Над проектом работают 2 или 3 специалиста, каждый придумывает 100-200 вариантов, которые проходят проверку на жизнеспособность и охранопригодность по открытым источникам. В итоге вы получите 2-3 варианта на выбор, свободных для продвижения в соцсетях, регистрации доменного имени и пригодного для регистрации.
Подробнее здесь .
Неповторимости, дерзости и оригинальных названий!