Жизнь отдельного человека есть малая вселенная, во всяком случае, для него самого.
Человек обеспокоен: в его ли власти творить свою жизнь? Эта мысль-тревога изначально живет в сознании человеческом. Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой, – вопрошает в древности и поныне человек Бога или мироздание (Псалтырь. Пс. 38.5).
Полагаем, стезя одного человека – реалия призрачная. Ее (стези) строго говоря нет. Есть большой человек (человечество), а отдельного нет. Если он есть, то лишь для себя. Подлинно ,- восклицает Давид (Ветхий Завет),- совершенная суета – всякий человек живущий (Псалтырь. Пс. 38.6) Подлинно , – продолжает мудрец, – человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется (Псалтырь. Пс. 38.7). <...>
Человек во многом живет в своем мире – мире своего «я». У этого мира, пока он не разрушен, есть свои границы. И вот в этих границах человек властвует над собою. Вернее сказать, хочет властвовать. Но и тут пред ним встает некое противящееся его воле и стремлениям. И это некое – его же «я».
У каждого «я» есть своя онтология. «Я» не произвольно. Оно изначально есть некое. Некое в данном случае – обладающее своей внутренней формой (Аристотель). Внутренняя форма «я» человека есть его взгляд на себя и мир.
«Я» возникает в человеке изначально. Платон, Августин, другие мыслители древности утверждали изначальность души человека. Она дана нам по рождении (Платон утверждает о существовании душ до нашего рождения; диалоги Менон и Федр). И она неизменна. Неизменна в своей особости (внутренней форме). Душа особым образом всматривается в себя и мироздание и в этом и являет себя в последнем.
«Я» связывает нас со всем и вся... «Я» встроено в мироздание, мир конкретной культуры, конкретного народа, рода и пр.
«Я» огромно. Оно сопоставимо со всем и вся. Оно дерзновенно. И в этом оно опасно для нас. Оно зовет нас к невозможному. Оно ставит нас на край пропасти (духовной и физической).
Взгляд нашего «я» на себя и мироздание как реалия, опирающаяся на определенную онтологию, антропологию, аксио-гносеологию и психологию, и есть судьба человека. Его собственная. Ее можно и нужно отгадывать. Она написана тайнописью: ее слова - наши способности, желания, наши чувства, наша воля, наши поступки и иное, выражающее нашу самость.
Наше «я» ведёт нас всю жизнь. От него зависит, как мы будем жить жизнью гетевского человека (человечества) – чем мы будем жертвовать и что будем беречь как свою святыню. И вот это-то жертвование и бережение и обусловливает – предопределяет – наше бытие.
Наше «я» взрывается под воздействием своей внутренней природы, и тогда мы рушим границы себя самих и мчимся навстречу своей славе или бесславию, мчимся навстречу своему прозябанию или своей яркой жизни, мчимся навстречу своим долгим дням или своей быстрой смерти.
Есть предопределение к конкретному развитию судьбы человека, есть. В веках и тысячелетиях человек переживал эту мысль. Некое или кто-то (Бог, Боги) ведет человека, человечество к конкретному событию, ведет и ввергает их в него. Вот в шумерском эпосе Бог (один из Богов) говорит внимающим ему: Если вы люди – награжу Судьбою! [3, с. 150]. Вот в Библии звучит голос еврейского Бога: Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю (Исайя. Глава 46.10). Вот в Библии пророк принимает начертанное Богом: Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим (Иеремия. Глава 10. 23). Вот в Илиаде Гектор восклицает: Горе! К смерти меня всемогущие боги призвали! [1, с. 368]. Вот в Коране утверждается: Повеленное Богом наступит … (Глава 16: пчелы).
Усилия человеческие, желания людей – все ничто пред судьбою, фатумом, волею Бога. Человека ожидает то (конкретное), что о нем сказано свыше, что начертано о нем в некой книге и пр.
Так ли это? Полагаем, и в этой интуиции древних есть истина (рациональное). Наша судьба (равно как и судьба человечества) предопределена к конкретному событию (точнее – определенному завершению).
Конкретное событие в контексте обсуждения обозначенной проблемы есть событие (действие), венчающее всю жизнь человека (человечества). Событие итоговое для его жизни. В этом событии открывается драма и слава (бесславие) человека (человечества). Исход евреев в Египет (рабство евреев за грехи; Библия), истребление народов, отпавших от истинного Бога (ассирийцев, моавитян и пр.; Библия), победа Давида над Голиафом (Библия), смерть Гектора (Илиада), откровение истины Мухаммеду, создание арабского халифата и пр., нападение Германии на Советский Союз в 1941 году, поражение ее от Советской страны в 1945 г., подвиг и смерть Зои Космодемьянской, полет в космос Юрия Гагарина, его трагическая смерть и пр. пр. – все это явления указанных конкретных событий в жизни людей и народов. В каждом из приведенных событий явлен итог жизни (бытия) человека или народа (в тот или иной период его развития). Событие развернуло – явило зримо - цель и смысл бытия человека или народа (страны, цивилизации). Событие это уже по своему значению в жизни человека (человечества) не произвольно, не случайно (оно есть фатум, судьба).
Объяснима ли приведенная предопределенность с рациональной точки зрения? Полагаем, объяснение возможно. И возможно оно не столько по причине желания все и вся для человека объяснить (Бог наказывает, к примеру, нерадивого сына своего), сколько по причине связи всего и вся в нашем мире.
Ключевыми понятиями в нашем объяснении являются понятия целого, его начала и конца (идея нами воспринята от П. Тейяра де Шардена).
Целое (себе принадлежащее, некое свернутое для себя) есть (некое) присутствующее в бытии изначально. Оно не возникает, не развивается чрез эволюцию, чрез развитие тех или иных событий (все это вторичное не затрагивающее сущности явление целого в бытии). Оно (во времени и пространстве) является сразу и во всей своей полноте. Во всяком случае потенциально, как Слово, как идея (Платон с его суждением об идее как предтече всего явно современен и как философ, и физик; мысль эта прочитана нами у В. Гейзенберга). Целое не бесформенно. Оно (строго) собрано в некоем отношении. Целое вбирает в себя время, пространство, противоречие, направленность бытия, возможные пересечения различных реалий, вбирает в себя свой итог и пр.; оно вбирает в себя все, что и составляет само бытие. Целое и есть бытие, его форма развертывания.
Как целое соотносится с событием (явлением и пр.)? Правильнее говорить: как событие (явление и пр.) соотносится с целым? Событие есть развертывание или движение целого. Оно (событие) не самобытийно. Оно всегда выражение потенциально присутствующего в бытии (собранном как целое). Событие итожит движение целого к себе самому, фиксирует одну из его ипостасей.
В целом нет произвольного: все и вся в нём связано, все и вся имеет своё время и своё завершение. В целом потенциально всё завершено.
(отрывок из статьи П.А. Гагаева "О предопределённости нашего бытия". Полная версия статьи в блоге автора)
Книги А.А. и П.А. Гагаевых в интернет-магазине «Лабиринт»
Читать по теме
Сущность человека: человек "внешний" и "внутренний"
Авторы
Гагаев Андрей Александрович — д-р филос. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ, в том числе десяти монографий и шести учебных пособий по проблемам теории познания, истории и теории культуры;
Гагаев Павел Александрович — д-р педагог. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ, в том числе восьми монографий и трех учебных пособий по проблемам истории и философии отечественного образования, теории текста как культурно-исторического феномена. Почётный работник высшего образования РФ.
Книги А.А. и П.А. Гагаевых в интернет-магазине «Лабиринт»
Книги издательства «А-проджект» в интернет-магазине Лабиринт
Издать книгу у нас (оставьте заявку)
Сообщество издательства «А-проджект» ВКонтакте.
Контент создан издательством «А-проджект». Все права защищены. При использовании ссылка на первоисточник обязательна.