Истории создания трёх любимых советских фильмов, которые выстояли с битве с цензурой, хоть их создателям и пришлось пойти на внести огромное количество правок.
«Агония» (1981)
Фильм Элема Климова о Распутине преодолел длинный путь, прежде чем советские зрители смогли наконец увидеть его.
Идея появилась у Ивана Пырьева ещё в 1966 году. Сценарий переделывали трижды, но каждый раз у Госкино находились замечания: то Распутин показан в «богатырских тонах», то образ царя недостаточно карикатурный. В итоге производство фильма закрыли.
Снова к этой теме комитет вернулся в 1971 году, когда в Голливуде вышел фильм «Николай и Александра». «Агония» задумывалась как ответ «махровым антисоветчикам», которые занимались реабилитацией царизма за рубежом и извращали историю. К тому моменту в Госкино сменилось руководство. Новый глава Филипп Ермаш дал добро на съемки.
Фильм был полностью готов в 1975 году, но в прокат так и не вышел. Через пару лет его вернули режиссёру на доработку. В 1981 году комиссия наконец одобрила картину. Показы с успехом шли в США и Европе, но советским зрителям фильм впервые показали лишь в 1985 году.
После рассекречивания архивов ЦК КПСС 1968—1981 годов выяснилось, что инициатива запретить картину в СССР шла от высшего руководства: Суслова, Гришина, Косыгина. По мнению властей фильм был «вредным» для своих, зато в США и Европе показ обеспечивал «коммерческий эффект».
«О бедном гусаре замолвите слово» (1980)
По признанию Эльдара Рязанова работа над фильмом «О бедном гусаре замолвите слово» стала экзаменом на честность, порядочность и благородство.
Сценарий фильма был готов в 1978 году, но из-за бюрократии его со скрипом одобрили только через год. К тому моменту войска СССР вошли в Афганистан. Это поставило съёмки фильма под угрозу. В своей книге Рязанов вспоминал разговор с председателем Гостелерадио, в котором тот сказал:
«Международная обстановка осложнилась необычайно, в Афганистане идет война. А зачем нам в военное время фильм о том, как жандармы проверяют армию?»
При поддержке главы Мосфильма и с условием переработать сценарий режиссёр продолжил работу над фильмом. Но из-за обилия правок в нём остались нестыковки и сюжетные дыры. Например, изначально Мерзляев был жандармским офицером, а стал непонятным чиновником с невнятными обязанностями.
В процессе съёмок несколько раз приходил приказ о закрытии проекта, но чиновники Госкино вступались за Рязанова. Цензура контролировала каждый его шаг. Зачастую сценарий приходилось переписывать накануне съёмочного дня, что делало работу невыносимой.
Так как фильм на всём его пути пытались задушить, для премьерного показа назначили на самое неудачное время — 1 января 1981 года после программы «Время». Естественно, аудиторию фильм собрал мизерную. После Рязанов надеялся на повторный показ, но каждый раз, когда он обращался в Гостелерадио по этому вопросу, ему отказывали без объяснения причин. Позже до режиссёра дошёл слух, что картина не понравилась Андропову, который в то время был главой КГБ. В следующий раз зрители увидели многострадальный фильм только в 1986 году.
«Солдаты» (1956)
Съёмки фильма «Солдаты» были приурочены к десятой годовщине Великой Победы. В основу картины легла повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» о героической обороне города. Сам автор согласился переделать её в киносценарий, но он не догадывался, во что ввязался.
После несколько месяцев работы сценарий был представлен для обсуждения худсовета. Результат очень не понравился военным. Представитель Главного политуправления Минобороны сказал, что слабо показана роль партии, солдаты и офицеры выглядят неорганизованными, расхлябанными и недостаточно культурными, а также обвинил автора в идеализации панибратских отношений между солдатами и командирами.
Создатели фильма согласились внести все необходимые правки, но критика со стороны военных не прекращались. В частности жалобы писал командующий Северо-Кавказским военным округом маршал Андрей Еременко. Позже он даже саботировал съёмки. По договоренности он должен был предоставить для натурных съёмок солдат и технику, но не сделал этого. Режиссёру картины Александру Иванову пришлось срочно менять сценарий.
Когда фильм был полностью готов, для маршала Георгия Жукова устроили специальный показ. Он также остался недоволен тем, как была показана советская армия.
И всё же «Солдаты» вышли на экран в 1956 году, правда в кинотеатрах фильм показывали редко. А в 1974 году лента и вовсе легла на «полку» из-за вынужденной эмиграции автора повести Виктора Некрасова. Фильм «Солдаты» зрители снова смогли посмотреть только 9 мая 1991 года.
#совесткое кино #советские фильмы #фильмы ссср #советская цензура #цензура в ссср #факты о кино #факты о фильмах #подборка фильмов #подборка