Первый раз я побывал в мастерской керамики, когда ещё работал преподавателем в университете. Этот поход оставил неизгладимый след в моей памяти.
Чтобы в неё попасть, нужно было пройти через всё здание ВУЗа, спуститься в подвал (лестница была только в одном конце), пройти подвал насквозь только в обратную сторону: вдоль капающих труб, шипящего отопления, пахнущей канализации, шкафов с электрооборудованием.
Последние 50 метров шли в полной темноте. И ты дрожащей рукой упирался в дверь, искал дверную ручку, судорожно её распахивал и... Полуослепшими глазами видел два силуэта: первый с закатанными по локоть рукавами держал в измазанных чем-то красным руках что-то непонятное, второй острым предметом такое же красное отрезал от бесформенной кучи в углу.
- Ну всё, капец, - пронеслось у меня в голове, - сейчас эти двое вырежут у меня почку и все лишние внутренние и не очень внутренние органы, и ищи-свищи потом тело молодого препода в этом подвале.
И, когда я уже нащупывал ногой возможность для позорного бегства, один из силуэтов улыбнулся и сказал:
-Аааа, здравствуйте, это вы за подарочной кружкой пришли?
-Да.... я.... (Уфффф! Поживу ещё немного).
Слава богу, это время прошло, и мастер-керамисты вышли из подвалов и тесных закутков, где ютились в робких попытках хоть что-то заработать. Многие обзавелись своим студиями и даже школами, где активно работают на заказ, обучают детей и взрослых этому увлекательному ремеслу.
Без сомнений, большая и просторная мастерская - это здорово и круто. Но у такого формата есть один недостаток. В такую мастерскую нужно идти специально. Как правило, идущие мимо по своим делам горожане в такие мастерские заходят редко или уж совсем от нечего делать. Поэтому на сторонний, "холодный" трафик надеяться смысла нет. Тут нужна реклама.
Сейчас, по крайней мере в провинции, мы постепенно переходим к следующему этапу. Многие мастерские начали переезжать в торговые и офисные центры - поближе к людям.
Конечно, арендовать большое помещение категории А даже раскрученная мастерская не потянет. Но небольшие торговые центры категории Б, которые располагаются в спальных районах, аренду не задирают, поэтому большого куска прибыли аренда не отъест.
Недавно я побывал в авторской мастерской керамики, которая как раз и располагается на пересечении двух больших улиц в спальном районе города.
За 40 квадратных метров площади аренда всего 15 тысяч рублей в месяц, что с лихвой отбивается работой самого мастера на заказ. Но основная прибыль идёт не с этого - мастерская занимается проведением разовых мастер-классов и постоянным обучением детей и взрослых. Занятия проходят как индивидуально, так и в групповом формате.
Сердце мастерской - профессиональный гончарный круг, который в будние и уж тем более выходные дни вертится без перерыва.
Несмотря на повышенный тариф на электричество (больше 4 рублей за кВт), печь для обжига изделий стоит прямо в мастерской. Электрических сетей торгового центра вполне хватает на смешную нагрузку в 6 кВт.
Час занятия обходится посетителям в 600-800 рублей в зависимости от сложности изделия и количества дополнительных материалов, которые применяются при изготовлении вещи. Это краски, керамическая масса, пигменты, ангобы, глазури.
Если мастер-класс не связан с гончарным делом, то все работы проходят за большим и очень удобным столом:
Что интересно, 60% посетителей мастерской составляют люди, которые пришли на обучение по записи, всё остальное - тот самый трафик из торгового центра. Получается, что само место добавляет 40% прибыли в копилку мастера.
70% обучающихся - дети, 30% - взрослые.
80% женщины и только 20% мужчины.
Даже во время ограничений поток клиентов хоть и сократился, но всё же был - мастер работал на заказ, рассылал наборы для творчества, проводил немногочисленные мастер-классы.
Ну и под конец самое интересное. Мастерская генерирует прибыль постоянно на уровне от 60 тысяч рублей в месяц чистыми (с вычетом арендной платы, налогов, материалов, зарплаты помощнице и т.д.). В новогодние праздники, сентябре, 8 марта, 23 февраля прибыль существенно увеличивается.
Кто-то скажет:
-Мало, сущий пустяк!
А я скажу так: для нашего небольшого городка 60 тысяч чистыми мастеру-керамисту очень даже хорошие деньги. Это намного лучше, чем сидеть на попе ровно или торговать где-нибудь в отделе одежды и получать по 14-16 тысяч в месяц. Когда женщина решается открыть своё дело, рискует и у неё получается - это прекрасно!