8 мая 1973 г. на выставке прикладного искусства в Музее Виктории и Альберта Толкин встретился с принцем Филиппом – герцогом Эдинбургским и Филипом Смитом – переплётчиком. Принцу Филиппу подарили «Властелин колец» с автографом Толкина, в обрамлении, изготовленном Смитом.
Филип Смит – получивший международное признание оформитель книг, занимающийся переплётным делом более полувека, неоднократно награждённый золотыми и серебряными медалями на различных международных конкурсах, а в 2000 г. ставший кавалером ордена Британской империи за заслуги в области искусства.
«Я вступил в класс переплётчиков просто, чтобы изготавливать по специальному заказу альбомы для набросков, но поскольку заниматься переплётным делом можно было лишь в качестве одного из элементов подготовки к промежуточному экзамену по искусству, мне пришлось изготавливать обрамление для книг в эти два студенческих года, как результат выполненных мной дизайнов двух переплётов на промежуточном экзамене, меня пригласил Роджер Пауэлл (который заново переплёл знаменитую ирландскую рукописную Келлскую книгу и другие манускрипты, созданные до X в.), чтобы заниматься переплётным делом в Королевском колледже искусства в Школе графического дизайна; позже я изготавливал переплёты для других книг, включая "В[ластелин] к[олец]" и "Сильмариллион"»,
– рассказывает Филип Смит.
С этими произведениями Толкина он познакомился «вскоре после первых публикаций». «Я был просто заворожён его творениями и в итоге сделал переплёты, когда смог получить от издателей непереплетённые тетради, за которые заплатил по цене опубликованных книг». «Я не могу навскидку сказать, сколько работ Толкина я оснастил художественным обрамлением, но среди них есть переплёты «Аннотированного "Хоббита"», «Властелина колец» (около 55 переплётов, из которых 21 был в форме того, что я назвал «книжной стенкой») и около 4 экземпляров «Сильмариллиона».
Филип Смит является автором ряда разработок в переплётном деле, одну из которых он назвал, вдохновившись трудами Профессора.
«Я начал смешивать свои обрезки и верхние слои кожи (например, остатки от других проектов) в своего рода «кашицу» и затем помещать сырую смесь в деревянную раму, чтобы сжать её в пластину или плитку, после высыхания на воздухе я снимал с пластин тонкий верхний слой, затем, по-разному комбинируя фрагменты, я приклеивал их на кожаную подложку, и когда это было собрано и высыхало, я переделывал кожу с помощью заплаток из того, что я тогда назвал «мариль» (часть слова «сильмариль», взятого с разрешения Толкина из «Сильмариллиона») и выравнивал покрытый кожей участок скобелем, чтобы убрать соответствующую толщину «мариля» с внутренней стороны кожи (или шкуры), чтобы уравнять её заподлицо, придав ту же толщину».
«Он подписал ту, что я сделал для принца Филиппа по заказу Совета Ремёсел <…>, и она была вручена Толкином принцу на специальной выставке Прикладного искусства в Музее В[иктории] и А[льберта]. Именно там моя жена и я встретились с Толкином и у нас состоялся интересный разговор о его книгах».
За год до выставки супруга принца Филиппа королева Елизавета II присвоила Толкину звание командора Ордена Британской империи. Их сын Чарльз и внук Уильям, по сообщениям прессы, стали поклонниками художественных произведений Профессора.
Автор статьи - Константин Пирожков. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!