Слово «реликвия» происходит от латинского reliquiae (аналог греческого leipsana ), которое ещё до распространения христианства использовалось в его современном смысле: некий объект, часть тела или одежды, оставшийся как память от покойного святого. Таким образом, почитание реликвий — в каком-то смысле архаичное явление дохристианской эпохи.
В Афинах предполагаемые останки Эдипа и Тесея пользовались честью, которую очень трудно отличить от религиозного культа. К костям или праху Эскулапа в Эпидавре, Пердикки в Македонии и персидского Зороастра (Заратустры) относились с глубочайшим почтением. Что касается Востока, то знаменитая история обретения мощей Будды — инцидент, который, как полагают, произошёл сразу после его смерти — по-видимому, нашла замечательное подтверждение в некоторых современных археологических открытиях.
Что такое реликвия?
Реликвии – физические объекты, которые имеют прямую связь со святыми или с Господом. Обычно их делят на три класса:
- Реликвии первого класса – тело или фрагменты тела святого, например, куски кости или плоти.
- Реликвии второго сорта – то, что лично принадлежало святому: рубашка, книга или их фрагменты.
- Реликвии третьего класса – предметы, к которым прикоснулся святой или к которым прикоснулись реликвии святого первого и второго класса.
Откуда возникла христианская традиция почитания мощей святых?
Писание учит, что Бог нередко действует через реликвии, особенно в плане исцеления. Нередко так даруется исцеление:
- Кости пророка Елисея вернули человека к жизни (4 Царств 13: 20-21);
- Женщина исцелилась от кровотечения, прикоснувшись к краю плаща Иисуса (Матфей 9: 20-22);
- Знамения и чудеса, творимые Апостолами, были настолько велики, что больных расставляли вдоль улиц, чтобы хотя бы тень Петра могла коснуться их (Деяния 5: 12-15);
- Прикосновение к платкам и другим вещам, принадлежавшим апостолу Павлу, исцеляло людей и изгоняло злых духов (Деяния 19: 11-12).
В этих случаях Господь исцелял людей с помощью материальных объектов, через прикосновение. Важно помнить: мощи лишь средство, посредством которого действует бог. Другими словами, реликвии не волшебство. Факт применения богом мощей святых для совершения чудес говорит о том, что ему хочется привлечь внимание к святому как к образцу для подражания.
Когда началось почитание мощей?
С первых дней христианства, при жизни апостолов.
«Мы поклоняемся Христу, потому что Он Сын Божий, но мучеников мы любим как ученики и подражатели Господу. Поэтому мы похоронили в подходящем месте останки Поликарпа, которые для нас дороже самых дорогих алмазов и которые мы ценим выше золота», — отмечает настоятель церкви в Измире, автор «Деяний святого Поликарпа».
Поликарп был значительной фигурой. Он был обращён апостолом Иоанном, рукоположен в епископы. Таким образом, мы видим, что Церковь с самого начала практиковала поклонение останкам мучеников.
В чем духовное значение мощей?
Лучше всего на эту тему высказался Святой Иероним:
«Мы не поклоняемся реликвиям, мы не преклоняемся перед ними из страха, что мы склонимся перед творением, а не перед создателем. Но мы чтим мощи мучеников, чтобы лучше поклоняться Тому, чьи это мученики».
Христиане поклоняются мощам лишь во имя Господа.
Какие части тела используются для мощей?
Любая часть тела святого священна и может быть помещена в реликварий. Можно использовать любую кость. Кроме того, также используются плоть, волосы, а иногда и кровь. Нередко из гробницы изымают вс и даже сама гробница становится реликвией.
Когда части тела святого становятся реликвией?
Перед беатификацией проводится формальный обряд, во время которого реликвии идентифицируются и перемещаются (официальное слово — «переводятся») в церковь, часовню или молельню. Проще говоря, могила эксгумируется, останки извлекаются и рассылаются по местам постоянной дислокации. Юридическим правом признать святость обладает лишь церковь, мощи получают признание после беатификации и канонизации .
Между беатификацией и канонизацией существует важное различие. Беатификация – это заявление Церкви о наличии веских доказательств того, что человек благословлён небесами. Беатификация – местная процедура. Когда мать Тереза была беатифицирована, её почитание дозволялось только в Индии и на родине, в Албании.
Канонизация – вселенский акт: он предоставляет канонизированному человеку право на религиозное благочестие во всей вселенской Церкви.
Религия запрещает разделять прах умерших, но разрешает дербанить трупы святых на мощи. Почему?
Каждый человек имеет право на погребение – община обязана хоронить мёртвых. Ни одно человеческое сообщество, ни одна культура не отказывалась от практики погребения. Богословский термин для этого инстинкта – естественный закон. Природа запечатлела в человеческом сердце закон, который проявляется в практике захоронения мёртвых как некоего заключительного акта, проявления любви, уважения и памяти.
Существует гибкость в выборе типа захоронения. Останки могут быть закопаны в землю, отправлены в море или над землей, например, в пещеру или колумбарий. Дело в том, что захоронение происходит в одном месте, так что можно сказать, что человек «занимает» это место как конечное место отдыха. Человеческое сердце жаждет этого. Люди приходят на могилу, разговаривают с умершими, им важна физическая точка в пространстве.
Тем не менее святые, как части тела Христова, имеют право на почитание останков. И это право, вытекающее из их достоинства как частей Тела Христова, подменяет их право на погребение. Это политика.
Как правильно хранить реликвии? Разрешено ли католикам-мирянам иметь дома первоклассные реликвии?
Реликвии очень ценны. В случае первоклассных реликвий мы говорим о плоти, ожидающей воскресения, когда душа святого воссоединится с его физическими останками.
Поэтому обращение с реликвиями имеет первостепенное значение. В идеале реликвии следует хранить в церкви или часовне, где они могут быть доступны для всеобщего поклонения.
Наивысшая честь, которую Церковь может оказать реликвии – поместить в жертвенник, где над ней может быть совершена месса. Эта практика восходит к самым ранним векам Церкви. Фактически, гробницы мучеников были наиболее ценными жертвенниками для литургии.
В качестве альтернативы заключению их в алтари они могут быть установлены в нише, где люди могут им поклоняться. Такие святыни важны, поскольку они дают людям более глубокий опыт близости со святым.
Церковь не запрещает мирянам владеть мощами, они могут даже держать их в своих домах. Однако из-за многочисленных злоупотреблений, совершенных в отношении реликвий, Церковь прекратила выдавать реликвии отдельным лицам – даже духовенству, прежде всего – для защиты.
Насколько важна подлинность реликвии? Как Церковь определяет подлинность очень старых реликвий с момента её основания?
Критически важна.
Подлинность древних святынь определить проще, чем кажется: помогает традиция строить церкви над могилами святых. Потому базилика Святого Петра находится там, где она находится, или Святой Павел погребён за стеной – в том и другом случае гробница святого находится прямо под алтарём.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Что будет с Россией, если начнется глобальное потепление и поднимется уровень океана
✅ ТОП-10 самых известных художников
✅ Почему школьные «звезды» редко становятся успешными