Найти в Дзене
Бусел

Белорусская косметика больше не феномен

Оглавление

Белорусская косметика стала настоящим лидером среди производителей косметики постсоветского пространства. Формула успеха — самая низкая цена среди всех представителей рынка и обещание натуральных составов. Экспортируют более 60% продукции в 32 страны на $70 млн, а товарооборот компании-лидера составляет свыше $120 млн.

ПОЧТИ БЕЛОРУССКАЯ КОСМЕТИКА

Сейчас в Беларуси косметику производят «Белита–Витэкс», «Белкосмекс», «Модум – Наша косметика», «Флоралис», Брестский завод бытовой химии (БЗБХ) и парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца». Крупнейший производитель этой продукции — «Белита-Витэкс», которому принадлежит 25% рынка. Они варят всё: от шампуня до многофункциональных сывороток, которые создадут «новое лицо». В таком нелегком деле белорусам помогает малоизвестное итальянское предприятие ITELY. В первые годы сотрудничества именно итальянцы предоставляли формулы средств для волос. Например, знаменитый даже сейчас бальзам для волос «Ревивор» — дело рук итальянских коллег. Поэтому когда Александр Лукашенко убеждает всех отказаться от неродной косметики, он забывает, что родина этой косметики ­— не совсем Беларусь. Сами производители признаются, что отечественные в составе лишь некоторые компоненты. Из белорусского используют спирты, соль и специально подготовленную воду. Бо́льшая часть сырья приходит из Англии, Франции, Италии и Германии.

Особой популярностью белорусская косметика пользуется в основном у россиянок. Но найти ее можно на полках 32 стран, среди которых Германия, Польша, Великобритания, Италия, Вьетнам, Палестина и Афганистан. В сумме на экспорт уходит более 60% производимой продукции — примерно на $70 млн.

По словам главы «Белита-Витэкс», косметической отрасли Беларуси удалось захватить 30-35% не только республиканского, но и зарубежного рынка, хоть эта отрасль один из самых молодых сегментов промышленности страны. Каждый год компания добавляет 100-200 наименований в списки продукции, а ее товарооборот свыше 120 млн долларов. В год продается 30 тыс. т продукции по всему миру.

-2

МИНЗДРАВ ПРОТИВ КАЧЕСТВА

За качество производимой на территории Беларуси косметики отвечает Минздрав Республики. На его плечи возложено выдавать продуктам сертификаты, без которых нельзя попасть на полки магазинов. Процедура сертификации косметической продукции — это проверка различных положений согласно техническому регламенту. Косметика подвергается пятиэтапной процедуре проверки:

  1. Проверка составов. Разрешенные и запрещенные вещества указаны в техническом регламенте в приложениях № 1 — 5 ТР ТС 009/2011.
  2. Нормы физико-химических показателей. Они закреплены в приложениях № 2 и 6 ТР ТС 009/2011.
  3. Микробиологические показатели по в приложению № 7 ТР ТС 009/2011.
  4. Содержание токсичных элементов. Косметика не должна содержать мышьяк, ртуть и свинец.
  5. Требования к безопасности. Они отражены в пункте 6 статьи 5, а также в приложениях 8, 9 и 10 ТР ТС 009/2011.

Один из самых коррумпированных органов Беларуси (так его называет главный прокурор страны) отвечает за качество того, что миллионы женщин мажут на свое лицо. Несколько лет назад сфера здравоохранения Беларуси пережила громкий скандал с последующими многочисленными увольнениями сотрудников на всех уровнях. В ходе разбирательств КГБ заявил, что через коррупцию «цена и лекарств, и оборудования завышалась на 10-60 %, в отдельных случаях на 100 %». Кроме того, было выявлено, что сертификаты на медицинское оборудование и лекарства выдавали за взятку. Орган, который призван стоять на страже здоровья граждан, гробил его, отправляя на полки некачественную продукцию. Если такое позволительно делать с лекарствами, то как проходят сертификацию косметические средства?

Александр Лукашенко во время тех разбирательств занял молчаливую позицию. И неудивительно: тогда системой здравоохранения руководил его давний приятель Василий Жарко — пожалуй, единственный, кто после этого скандала получил повышение, став заместителем премьер-министра. На протяжении 10 лет Минздрав позволял себе подвергать опасности национальное здоровье, имея «крышу» в виде Лукашенко.

Минздрав решил поставить под контроль и рынок косметических услуг. Связано ли такое рвение с желанием давать женщинам лучшую косметику на всей планете или это очередной источник для получения миллионов долларов?

ГДЕ ДАЛИ ВЗЯТКУ?

В составах некоторых «банок» эксперты нашли продукты переработки нефти. Но по словам производителей, косметику отличает исключительно натуральный состав, в котором подобного быть не может. Если такая продукция стоит на полках магазинов, то Минздрав предпочел не указывать производителю на этот факт.

Примечательно, что несмотря на заявления производителей о чуть ли не самой низкой цене на косметику, она все же делится на категории: масс-маркет, средний класс и люкс. Разница не только в цене, но и в составах. В белорусской косметике класса масс-маркет (для бедных), которая выпускается самыми большими партиями, содержится в составе ряд веществ, которые заставляют задуматься о том, насколько она безопасна. Так, в ней есть искусственные консерванты, состоящие из фенола и формалина.

Если вы можете заплатить чуть больше и позволить себе косметику класса мидл-маркет, то вам достанутся средства, изготовленные только из природных компонентов (как обещали), примесей искусственных компонентов здесь нет. Но не торопитесь радоваться — косметика вызывает привыкание, а продукты класса люкс, на которые, видимо, собрался переходить Александр Лукашенко — это косметика самого высокого класса. По стоимости она выше остальных категорий. Здесь состав отшлифован: и чайное дерево, и прополис, и никакого привыкания кожи. В подарок еще и борьба с преждевременным старением.

Феномен белорусской косметики обнуляется, поскольку имея подобную классификацию, она мало чем отличается от любой другой. Миф о том, что стоимость не показатель качества, которым оперируют создатели белорусской косметики, развеян ими же.