Найти в Дзене
Омут памяти

"Гарри Поттер и методы рационального мышления" и почему (для меня) это - не Гарри Поттер

Оглавление

Давным-давно в 2010 году начал публиковаться фанфик на вселенную ГП, который многие считают лучшим фанфиком фандома. Некоторые даже ставят его выше оригинала. Имя этому фанфику "Гарри Поттер и методы рационального мышления" (или ГПиМРМ, как его пишут для краткости).

Это история о Гарри во вселенной, где Петунья вышла не за почтенного бюргера Дурсля, а за университетского профессора Майкла Верреса. И в итоге Гарри был воспитан в доброй любящей семье и в любви к научному подходу по жизни. Попав в Хогвартс, Гарри удивлён и возмущён нелогичностями волшебной жизни и жаждет всё исправить.

Автор, Элиезер Юдковский, постарался переосмыслить всю вселенную ГП и проработать сюжетные дыры, оставленные мамой Ро. И он проделал огромную работу, за что ему честь и хвала. Но для меня ГПиМРМ - не фанфик, не часть Поттерианы, и уж тем более не история, превосходящая оригинал.

Возрастная психология

-2

Возрастная психология - это та штука, которая объясняет, почему одиннадцатилетний мальчик не может мыслить и действовать так же, как взрослый, умудрённый опытом тридцатилетний мужчина. Возрастная психология рассказывает нам об эмоциональных потребностях человека, о возможностях интеллекта и ограничениях в разные периоды жизни. Когда я училась в университете, у нас был даже не один, а несколько курсов возрастной психологии - это попросту необходимо для учителя, потому что в разные возрастные периоды у ребёнка по-разному устроена система усваивания информации, абстрактное мышление, эмоциональная зрелость, по-разному расставлены приоритеты в учёбе и личном общении. Никто ведь не будет преподавать "Преступление и наказание" в первом классе, да?

Возрастная психология - это то, что мы видим в книгах бывшей учительницы Джоан Роулинг, и то, что игнорирует Элиезер Юдковский. Его Гарри действует и размышляет не просто наравне с Минервой МакГонагалл или Альбусом Дамблдором, он очень часто превосходит их в логике и рациональности. Единственное, что оставил ему от его возраста Юдковский, это слабо развитую эмпатию и категоричность.

И то в одиннадцать лет эмпатия уже возможна, и в оригинале Гарри её нередко проявляет.

Система координат

-3

В Поттериане Джоан Роулинг задаёт нам достаточно чёткую систему координат. Убивать - плохо. Смерть - это данность, и её невозможно победить. Сила без сострадания ведёт к тирании, а тирания - это плохо.

Как говорил Спок: "Логика - это начало мудрости, но не её конец". Эту идею мы видим в Поттериане. Социум не всегда логичен, мир не всегда логичен, люди тоже не всегда логичны - и они и не должны быть всегда логичными. Логика и разум - часть нашей жизни, но не вся жизнь.

Юдковский в ГПиМРМ тоже задаёт достаточно чёткую систему координат, но совсем другую. В его произведении именно логика должна спасти людей и этот мир, а "рацио" принимается за единственно верную точку отсчёта и оценки мира. Его право, конечно, каждый имеет право на свою точку зрения. Просто к Поттериане это не имеет никакого отношения.

Все *какие-то глупые*, а я - Д'Артаньян

-4

И вот последнее, что царапает меня сильнее всего. Гарри в одиночку оказывается умнее чуть ли не всего волшебного мира. Одиннадцатилетний мальчик, только-только оказавшийся в иной (волшебной) вселенной не теряется, а тут же начинает трезво оценивать происходящее и развешивать ярлыки "правильно" и "неправильно".

Волшебный мир, каким его видел Гарри, строился многие века. Там жило множество людей - кто-то умнее, кто-то глупее, все они работали, каким-то образом взаимодействовали и год за годом создавали сложную многослойную систему социальных, финансовых, магических и иных отношений. Но вот пришёл Гарри Поттер, и сейчас он всем покажет, как нужно делать на самом деле. И его поведение позиционируется не детским, не самонадеянным, а правильным и рациональным. Никто не щёлкает его по носу, не учит уважению и терпению. Никто не даёт понять, что "милый, на свете есть вещи, сложнее и важнее твоего эго".

Я, кстати, понимаю, что через призму Гарри Юдковский хотел показать, что его не устраивает в волшебном мире, что он хотел бы изменить, улучшить. Для явления, когда фикрайтер ставит одного персонажа выше целой вселенной и пытается реализовать через него свои желания даже название отдельное есть. Это Марти Сью. Мне сложно оценить, насколько Гарри Юдковского ему соответствует, но некоторая схожесть определённо есть.

Именно поэтому при многочисленных достоинствах серии ГПиМРМ для меня никогда не встанет вровень с оригиналом, и тем более, не встанет выше оригинала.

Тем не менее, ГПиМРМ - произведение любопытное. Просто от духа Поттерианы там ничего не оставили - одну лишь внешнюю оболочку. Зато автор пытается понять принципы магии, построения заклинаний и зельеварения, пытается переосмыслить социальные связи и теорию чистой крови, показывает иной взгляд на Волдеморта и на его идеологические разногласия с Дамблдором. Как пища для размышлений - очень интересный продукт.

Спасибо за внимание. А вы читали ГПиМРМ? Что думаете о нём?