В 1988 году группа “Оптимальный Вариант” Московской Рок-Лаборатории праздновала свой юбилей. Ей исполнялось десять лет и по этому поводу в журнале “Сдвиг”, издаваемом Рок-Лабораторией, должна была появиться статья. К статье нужны были фотографии, а поскольку штатным фотографом все той же Рок-Лаборатории был я, то мне и было поручено их сделать.
Фотосъемку группы я сделал 15 апреля. Предварительно я созвонился с лидером группы Олегом Чилапом и договорился о встрече. Мы с ним решили, что в начале сделаем фотографии на репетиционной базе, а потом продолжим съемку на улице. Главный редактор журнала “Сдвиг” Владимир Марочкин перед съемкой сказал мне, чтобы я ни в коем случае не фотографировал музыкантов с их инструментами. В то время фотографии рок-групп с музыкальными инструментами не приветствовались, да чего там не приветствовались, такие фотографии считались признаком дурного тона и плохого вкуса.
Репетиционная база “Оптимального Варианта” находилась в неком Доме Культуры, который находился рядом со станцией метро “Беговая”. У группы был там свой персональный кабинет, где я и начал фотосъемку. Кабинет представлял собой не очень большую комнату, стены которой были покрашены масляной краской. Мебель комнаты составляли стулья и старые кресла. Кроме них в кабинете во множестве стояли микрофонные стойки, громкоговорители и усилители. Под стульями было много пустых бутылок, но не из под алкоголя, а как это ни странно, из под пепси-колы. На стенах висели всевозможные постеры. Был тут и плакат с изображением вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина и с надписью “Вся Власть Советам”. Были и постеры музыкальной тематики, в частности, постеры группы “Beatles” и величайшего гитариста всех времен Джими Хендрикса. Одежда на музыкантах была будничная. Джинсы, футболки, джемпера. Никакого концертного прикида.
Для начала я попросил музыкантов поудобнее устроиться на стульях и креслах и о чем-нибудь побеседовать, не обращая на меня внимания. Я сделал несколько непринужденных снимков, а потом попросил ребят попозировать. В то время я был увлечен необычными, острыми ракурсами и мне захотелось сделать фото группы в необычной остро-ракурсной манере. Для этого я лег на пол, а музыкантов попросил расположиться вокруг меня и наклониться надо мной таким образом, чтобы их лица оказались прямо над фотоаппаратом. Они все сделали, как я и просил. Мы остались довольны, я результатом, а группа необычностью процесса.
Дальнейшую съемку мы продолжили на улице. Музыканты подурачились возле входа в Дом Культуры, где располагалась их репетиционная база. Я их сфотографировал.
После этого они предложили пойти на мост через железнодорожные пути, который находился неподалеку и сделать фотографии на нем. После того, как фотографии на мосту были сделаны, группа в полном составе отправилась меня провожать на мою вторую в этот день съемку для журнала.
На свою вторую съемку я поехал на метро и ребята проводили меня не то что до станции, а даже опустились вместе со мной в подземку. Там Олег Чилап сказал мне, что давно мечтает сделать фотографию группы на станции метро, но сделать это своими силами до сих пор не удавалось. Оно и не удивительно. Фотопленки в то время имели низкую светочувствительность, поэтому фотосъемка внутри помещения была затруднительной. Для съемки с рук в метро было мало света, съемка со вспышкой нужных результатов не дала бы. Надо было снимать со штатива, а в метро это было запрещено. Но я все-таки достал фотоаппарат и сфотографировал группу без вспышки и без штатива. По тем временам результат получился приемлемый.
Я распрощался с музыкантами и отправился на свою вторую в этот день съемку в ДК “Меридиан”, где мне надо было сфотографировать другую группу Московской Рок-Лаборатории, а именно, группу “Чёрный Обелиск”.
Текст и фото: Михаил Грушин.
Мои статьи про группы Московской Рок-Лаборатории
Хроника Московской Рок-Лаборатории. Группа «Пого».
Группа «Э.С.Т.». История одной фотосъёмки 1989 года.
Виктор Троегубов в истории о моей первой фотосъёмке для журнала “Сдвиг”.
"ZNAЙ SOSEDA !" - международный рок-фестиваль, проведённый в Москве в 1988 году.
Пётр Мамонов. История одной фотографии 1989 года.
Концерт групп “Тупые” и “Нюанс” 4 июня 1988 года.
Концерт групп "Вежливый Отказ", "Ва-Банкъ" и "Нюанс" в ДК МАИ в марте 1988 года.
Я фотографирую рок-музыкантов с 1987 года по настоящее время. Регулярно публикую статьи о рок-музыке. Интересна эта тема? Подписывайтесь на мой канал!