Найти тему
Журнал «Линия Полета»

Дыхание Севера

Ирину Рыжову, сменившую престижную должность инженера-конструктора на авиационном заводе на карьеру туристического гида-инструктора, мечты привели на борт сухогруза, отправившегося по Севморпути из далекого чукотского Певека в полярный Мурманск.

МЕЧТА РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Северный морской путь засел у меня в голове с тех пор, как на уроках географии в школе мы изучали Арктику. Я тогда узнала, что на севере нашей страны есть населенные пункты, не связанные с «большой землёй» никакими дорогами, а лишь морем, реками и авиасообщением. Очень интересно стало, как же в этих местах живут люди – в условиях изоляции, вечной мерзлоты и короткого лета. Но мечта побывать на Севморпути казалась настолько утопичной, что я даже не стремилась к её осуществлению.

Когда мои путешествие по Чукотке подошло к концу, я стала прикидывать варианты, как можно относительно бюджетно и интересно выбраться домой. И вдруг один товарищ озвучил мне идею: торговые суда 1-2 раза в месяц ходят по Севморпути с Архангельска или Мурманска в Певек и обратно. Теоретически есть возможность попасть на эти суда, если договориться с капитаном и разрулить все бюрократические вопросы. Я сразу же решила воспользоваться этим вариантом во что бы то ни стало.

Что меня могло остановить? Необходимость ждать судно, долго ждать, сидя на одном месте. Неделю, две недели, месяц... В случае отказа мне пришлось бы снова ждать. С уверенностью в победе я стала ждать судно, следующее на запад. На дворе был октябрь. На Чукотке выпал снег и похолодало до минус 15.

ЖДИТЕ, ТОВАРИЩ ИРИНА

-2

Несмотря на то, что для того, чтобы пройти по Севморпути никакое специальное разрешение не требуется, перед посадкой на борт всех пассажиров обязательно проверяют местные пограничники. Я сразу познакомилась с ними, рассказала о планах и заручилась их поддержкой. Пограничники, как ни странно, с пониманием отнеслись к моей идее-фикс и даже не стали отговаривать.

Я подробно рассказала о себе и о том, что поездка по Севморпути – мечта всей моей жизни. Меня проверили по базам и, убедившись в законопослушности, предложили самый простой вариант – переход до Владивостока. Но я хотела на запад. «Тогда, товарищ Ирина, ждите, – сказал мне чукотский пограничник. – Судно может пойти через несколько дней, а может и через месяц».

Навигация в Певеке длится с июля до конца ноября. Несколько раз в месяц в порту швартуются сухогрузы-контейнеровозы и танкеры. Попасть пассажиром на танкер практически невозможно – это суда особого режима. С сухогрузами проще, но большинство из них после разгрузки следует во Владивосток и лишь немногие возвращаются на запад – в Архангельск или Мурманск. Да и не каждый капитан согласится взять пассажира.

Недели шли, а подходящего судна все не было, но мысли всё бросить не возникало. Постоянно появлялись какие-то другие варианты выбраться с Чукотки, но я была непреклонна и продолжала ждать. Думаю, я ждала бы до окончания навигации (а навигация закончилась через пару недель после моего отъезда).

ГЛАВНОЕ – ЗАПАЛ НЕ ТЕРЯТЬ

-3

Через несколько недель ожидания в Певеке наконец пришвартовалось судно, направляющееся в Мурманск. Я очень обрадовалась, но переговоры с капитаном и получение разрешения от его начальства оказались очень непростыми: он долго не соглашался взять меня на борт. Помогла транспортная компания, зафрахтовавшая теплоход. В итоге мой двухнедельный круиз по Севморпути обошелся в 5 600 рублей, из расчета 400 рублей в сутки за питание.

«Арктика-2», на которой я плыла, – сухогруз ледового класса 1А средних размеров: длиной в пол-«Титаника» и высотой с пятиэтажный дом. Судно может перевозить до 6 тысяч тонн грузов и пробивать льды толщиной до 40 сантиметров. «Арктика-2» привезла из Архангельска в Певек контейнеры с продуктами и несколько автомобилей, а возвращалась порожняком – на плановый ремонт в Европу.

-4

В тот момент, когда судно отчалило, я осознала, что моя мечта исполнилась. Я выдохнула, расслабилась и пустила скупую слезу радости. До последнего я опасалась, что обстоятельства помешают мне уйти из Чукотки по северным морям.

Как только я поняла, что мечта начала сбываться, планка рухнула, и мечта мгновенно обесценилась для меня. Странное явление: бывает, много лет чего-то очень хочешь, а получив, вдруг осознаёшь, что не такой уж и великой важности твоё желание. Сразу появляются другие – более серьезные и трудноосуществимые идеи. Главное, запал не терять.

ВСЕ КАК В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ. ТОЛЬКО ПОСРЕДИ МОРЯ

-5

Мы отправились в путь в начале ноября, это уже зима с морозами до минус 20 градусов и ниже. От Чукотки до Карских Ворот моря уже закованы во льды. Вокруг «Арктики-2» – бескрайняя ледяная пустыня, иссеченная торосами, простирающаяся до самого края небосклона.

На судне к девушке-туристу отнеслись положительно. Не в восторге от пассажира был лишь капитан (лишняя ответственность, как-никак). Вообще, пассажиры на этом судне – не такая уж редкость. То представители логистической компании, то турист на мотоцикле. Так что девушка-турист – не очень удивительно. Кстати, экипаж судна – душевные и тактичные люди, с ними я чувствовала себя комфортно и безопасно.

-6

Какой распорядок дня на судне? Для меня – практически никакого. Главное, являться по расписанию на завтрак, обед и ужин. Ну и иногда чай с ребятами попить. А вот экипаж работает в три смены: три человека по 8 часов в день. И повар, которая работает сутра и до вечера. У всех свои обязанности и свой режим работы.

В свободное время ребята смотрят кино в кают-компании, пьют чай, кто-то занимается физкультурой, читает книги. В общем, всё как в обычной жизни. Только посреди моря.

Самое сложное в жизни на судне – это, пожалуй, отсутствие связи с внешним миром. Не сказать, что это прям напрягало, тем более я была морально готова к двухнедельной информационной изоляции.

-7

Хотя думаю, если б была качка, то неудобство с отсутствием связи отступило бы на второе место. Но качки не было ни дня.

Первые пару дней пути наша «Арктика-2» уверенно резала ледяную корку, преодолевая 400–500 километров в сутки. В проливе Лаптева мы застряли во льдах, выбраться из которых нам помогло крупное судно, обслуживающее полярные станции, протаранив лёд вокруг нас.

-8

В самой северной точке маршрута – в проливе Вилькицкого – мы снова вмерзли в лёд. Пришлось ждать ледокол посреди бескрайних просторов снега и торосов. Атомный красавец-ледокол «Ямал» пришел через двое суток – он провел нас по Карскому морю до полуострова Ямал в караване из четырех грузовых судов, также застрявших посреди ледяной пустыни. Ближе к Новой Земле льды расступились, и теплоход стал мягко покачиваться на волнах морей, подогретых теплыми шлейфами Гольфстрима.

ПОСЛЕВКУСИЕ МЕЧТЫ

-9

Для меня Севморпуть – это, скорее, необычные для меня морские пейзажи. Кому как, а я была в восторге от огненных закатов и рассветов, северных сияний и нежнейших фиолетово-розовых градиентов цветов неба над белыми ледяными полями.

Самое большое впечатление произвело северное сияние над безграничной ледяной пустыней. Необычное ощущение и невероятная красота: во всей этой огромной замёрзшей акватории северных морей маленькое судёнышко прогрызает себе путь во льдах и торосах, и вот посреди длинной морозной ноябрьской ночи в небе вспыхивают зеленоватые всполохи северного сияния. Стоишь на палубе в полном одиночестве и не можешь налюбоваться этой красотой.

Что же касается покорения... то об этом нет речи. Я вообще не люблю слово «покорить». Считаю, что оно неприменимо в связке «человек-природа».

-10

С одной стороны, я ощущала себя победителем. С другой – осознала, что ничего такого в моей сбывшейся мечте нет. У меня была радость от того, что я выбралась из самого отдаленного региона России и попала на «материк». Но была и горечь тоски по Чукотке, к которой я успела привыкнуть за это время.

Ещё появилось щемящее чувство, которое ждёт каждого путешественника в конце долгого пути. Думаю, всем любителям длительных приключений по возвращении приходится пройти через тяжёлую депрессию и борьбу с зависимостью от путешествий. Это реально непростой процесс возврата к оседлой жизни.

Вот такой горьковато-сладкий коктейль послевкусий и эмоций я ощутила в порту Мурманска, покидая мою «Арктику-2».

Текст и фото: Ирина Рыжова

Также по теме:

Морские круизы по Азовскому и Черному морям запустят уже в июне

Hurtigruten отправится за затмением

Тиньков сдаст свою яхту в аренду туристам