Найти тему
Астра Марин

Реки и каналы С-Петербурга. "Ты помнишь, как всё начиналось ..?"

Оглавление

«Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой ее гранит» - в золотой век русской литературы Александр Сергеевич Пушкин неразрывно связывал Санкт-Петербург и реку Неву, главную водную артерию города, образующую своим устьем острова, на котором и была построена северная столица Российского государства.

Акватория Невы в районе Стрелки Васильевского острова.
Акватория Невы в районе Стрелки Васильевского острова.

Но история Невы и её влияние на народы, проживавшие на территории современной России, началась задолго до прихода на болотистые и туманные берега Петра Первого и до того, как величественный Медный Всадник обратил свой взор на эти воды. Человек освоил эти места в сразу после окончания ледникового периода, что подтверждают многочисленные стоянки древних людей на берегах Приневья. Уже в XIII - IX веках в устье Невы поселяются первые славянские племена, занимавшиеся земледелием, рыбалкой и охотой. В те времена эти земли принадлежали Новгородскому государству, крупнейшему торговому центру восточных славян, что не могло не повлиять на развитие Невы, как значимого торгового пути. «Путь из варяг в греки», крупнейший торговый маршрут древности, навсегда запомнившийся нам со школьной статьи, проходил из далеких земель викингов – суровых воинов и обитателей северных морей, через Балтийское море и через реку Неву на юг, в богатый и желанный Константинополь. А где торговля, там и золото. А где золото, там развитие. И вот, огромное множество торговых постов, деревень и других поселений с многочисленным для тех времен населением разрослось по берегам спокойной, широкой, глубокой и тёмной реки.

Судоходство в старые времена.
Судоходство в старые времена.

Но что же предопределило такую важность для торговли и жизни людей единственной реки, вытекающей из Ладожского озера? Дело в том, что Нева достаточно широка и глубока практически на всем своём протяжении, что позволяло без перевалов и волоков доставлять товары и грузы на значительные расстояния. Торговые ладьи византийских купцов перевозившие пряные специи и изящные изделия из меди и золота на север, универсальные суда новгородской республики – ушкуи, способные ходить как под парусом, так и используя мышечную силу славянских гребцов, челны-однодеревки, выдолбленные из стволов северных дубов новгородскими мастерами и способные удержать на плаву небольшое войско – всё это огромный и разнообразный речной флот, ходивший по Неве до начала XVIII века.

Судоходство на Неве во время Петра 1.

Получив в ходе Северной войны обширные земли, состоявшие из десятков островов и заболоченных лесов в устье Невы, величайший российский реформатор тех времен, Петр Первый, повелел возложить в этих местах первый камень будущей столицы государства, объединив шведские, финские и русские поселения, в надежде возродить и преумножить торговые, дипломатические и политические взаимосвязи с европейскими государствами. Но на тот момент речному судоходству Петр не предавал должного значения, он грезил созданием морского флота, способного разносить российскую волю через Балтийское море дальше, в Европу. Но для нужд навигации, передвижения жителей и доставки стройматериалов, необходимых для постройки морских коммуникаций, Петром повелевалось расчищать и оборудовать реки и каналы, находящиеся в черте города, создавать деревянные набережные, первая из которых была возведена в 1715 году рядом с Главным Адмиралтейством, укреплять и перенаправлять русла многочисленных заболоченных речушек. Немного позднее и Нева обрела свой знаменитый облик, про который Александр Блок в своё время написал «глубина, гранитом темным сжатая».

Постройка коммуникаций.
Постройка коммуникаций.

Строительство морского порта в Петербурге требовало значительных временных затрат, и Петр Первый, движимый своей мечтой, решил приобщать горожан к морскому делу, в связи с чем издал указ, согласно которому приближенным императора были даны в собственность по одной, а то и несколько единиц судов совершенно бесплатно, но с условием того, что судна эти простаивать не будут. Регулярно Петром устраивались смотры, парады и гуляния, во время которых знать и зажиточные горожане на своих яхтах, буерах и шлюпках под пушечные выстрелы и с поднятыми флагами собирались вдоль центральных набережных города. Петр устраивал полноценные парады своего речного флота, утверждал звания речных адмиралов, иногда возглавлял флотилию самостоятельно. Изначально напуганные и неумелые речные флотоводцы со временем обвыклись и стали большее внимание уделять внешнему убранству речных судов, величественности костюмов, парады стали торжественнее и грандиознее.

Парусники и шлюпы на Неве.
Парусники и шлюпы на Неве.

Начинания Петра поддерживались Императрицами Екатериной I и Екатериной II , которые и сами участвовали в плаваниях по Неве, её притокам и многочисленным каналам, так и старались развивать любовь жителей города к этому занятию. Издавались указы, повелевавшие горожанам содержать в «исправности и благочинии», имевшиеся в собственности суда и регулярно их использовать. Екатерина II с огромным удовольствием устраивала воскресные катания по Неве до Екатерингофа на позолоченных шлюпках и катерах, с гребцами, наряженными в роскошные одеяния. Столь искренняя любовь императорского двора к речному судоходству в Петербурге не могла не передаться простому люду, и к концу XVIII катание по рекам Петербурга стало одним из любимых занятий жителей города. В моду вошли «Петербургские серенады», когда рябики , суда внешне напоминающие венецианские гондолы, рассекали речные пространства Петербурга с певцами и музыкантами на борту, радуя слух, гуляющих по набережным, прохожих и зевак. Не тогда ли к Санкт-Петербургу стойко прикрепилось поэтичное имя «Северная Венеция»?

-5

Подобное судоходство на Неве не могло быть круглогодичным, какой бы широкой ни была река, северный влажный морской климат брал своё, и в конце осени навигация прекращалась. Но с каким же фарсом и общенародными гуляниями встречали горожане весну и открытие судоходного сезона! По такому поводу непременно устраивали парад, стреляли из пушек, флаги взмывали к серому петербургскому небу и огромное множество яликов, шлюпок и других судов наполняли водную гладь реки Невы.

C 1885 года началась организация полноценного речного сообщения по Петербургу, с построением удобных для навигации пассажирских маршрутов, и достаточного количества пароходных судов. Но тут не обошлось без трудностей и курьезных ситуаций, российские меценаты и производители, взявшиеся за обустройство речной инфраструктуры из-за высоких налогов и пошлин, которыми государство решило обложить речное судоходство в Петербурге, не сумели открыть полноценное сообщение в обещанные сроки. Пришлось обратиться к иностранным коллегам, а именно к финнам. Последние же, поняв безысходность ситуации для императорского двора и чиновников Петербурга, практически полностью монополизировали все речное судоходство и пристани города и подняли цены, чем вызвали небывалую ранее неприязнь к себе среди петербуржцев.

Пароходы на Неве.
Пароходы на Неве.

Тем не менее к началу судоходного сезона 1887 года, речной пароходный флот Петербурга был полностью готов к эксплуатации и речное сообщение по Неве приобрело воистину грандиозные масштабы. В городе были созданы подразделения речной полиции, следившие за пригодностью речных маршрутов к навигации и не допускавшие загрязнения вод. Также были закуплены специально оборудованные пожарные суда, оказывающие поддержку при тушении пожаров как на воде, так и на суше.

Несчастливый век Петербургского судоходства.

В начале прошлого столетия железнодорожный транспорт еще не был достаточно развит, а об автомобилях только начинали задумываться инженеры и мечтатели, поэтому речной транспорт Санкт-Петербурга продолжал развиваться своим чередом и имел большое значение для жителей города, и не только в его черте. Несмотря на опасность путешествия и пороги по пути, существовали и использовались пароходные маршруты из города к Ладожскому озеру, в Шлиссельбург и Кронштадт, однако пароходы, по отзывам современников, устаревали, изнашивались и становились опасными для путешествия, однако все равно пользовались популярностью у дачников и многочисленных туристов.

-7

А затем петербуржцам пришлось испытать тяготы и лишения, в связи с чем наступил упадок речного судоходства в городе: прогулочные суда стали непозволительной роскошью, а для грузовых и пассажирских перевозок использовались другие виды транспорта.

Возрождение судоходства по Неве и наши дни.

Но практически сразу, как прогремели 24 залпа салюта в честь Великой победы , судоходство на Неве стало возрождаться с новыми силами. Большую популярность в пятидесятые годы прошлого века приобрели легкие, проворные и управляемые лодочки – фофаны , за которыми в солнечные воскресные дни выстраивались огромные очереди из жителей Ленинграда. А в 1970 годах состоялось открытие Речного вокзала в городе, состоявшего из причала, пассажирского терминала и гостиницы. Речные пароходы пошли по руслу Невы с новыми силами. Однако пассажирское сообщение в городе так и не развилось окончательно, все-таки горожанам удобнее и привычнее другие виды транспорта.

Но никакой автобус или вагон метро не заменит туристический речной пароход, отплывающий от пристани вблизи Медного Всадника, проплывающий сквозь разведенные мосты, величественные исторические здания города на фоне алого заката, и даже прогулочные «Метеоры» , пролетающие по малым рекам Санкт-Петербурга или по Неве в сторону Кронштадта.

Прогулки по рекам и каналам С-Петербурга в наши дни.
Прогулки по рекам и каналам С-Петербурга в наши дни.