Да простит меня прекрасный актер Сергей Маковецкий, но он – не Грозный. Он – артист Маковецкий, изображающий Грозного.
Глядя на его потуги, я тут же вспомнила еще одного Ивана Васильевича – того, который меняет профессию: Маковецкий очень напомнил Буншу, который пытается изобразить Великого государя: мелковато плавает, так и хочется крикнуть: «А царь-то – ненастоящий!». Если бы догадались и в этом фильме царю щеку подвязать – вроде как зубы болят – может, в этом случае, было бы получше.
И все бы, вероятно, сошло, за неимением лучшего, но в том-то и дело, что есть, с чем, а вернее, с кем сравнить – неподражаемый Петр Мамонов в фильме Павла Лунгина «Царь», вот кому я верю, что он и впрямь Грозный.
А все дело, на мой взгляд, в свойстве психики, которое я не возьмусь детально описывать или анализировать, но для себя я называю его «сумасшедшинкой» и когда артист наделен этим свойством, его несет некая холерическая энергия, он внутренне неуправляем, и все это читается в глазах. Такая сумасшедшинка есть у Виктора Сухорукова, когда, по ходу роли он моментально себя заводит и, глядя на него, становится не по себе: а быть может перед тобой и впрямь безумец, уже не видящий разницы между реальностью и вымыслом?
И, конечно, в избытке этой энергии сумасшествия у Мамонова, мне даже кажется, что он порой, когда дает интервью как артист Мамонов, немного заигрывается, перестает видеть берега. Но в роли Грозного – как, кстати, и другой потрясающей работе – в фильме «Остров» того же Лунгина – вот эта сверхподвижность психики и дает нужный результат, от которого мурашки по спине.
Ну а что же Сергей Васильевич? Он прекрасен, спору нет. Но он – психически совершенно здоров, и это хорошо. Он – потрясающий поп из одноименного фильма, он изумительный герой михалковских «Двенадцати», да я даже готова где-то поверить, что он казак из «Тихого Дона» - пальцев на руках не хватит, чтобы перечислить все его успешные работы, но вот этот суетливый незначительный старичок с приклеенным носом, который бестолково что-то бубнит – к сожалению, большая творческая неудача.
Ну не исходит от него энергии власти, магии власти, которая и делала царя, наряду со свитой.
Какой взрывной темперамент должен быть у Ивана Васильевича, внука бабки-гречанки, чтобы в порыве гнева убить собственного любимого сына – полная потеря контроля, что называется «ударило в голову».
Как любят повторять актеры в своих интервью, для каждой роли они берут «из себя» какие-то черты и свойства, но если этих свойств нет, то и Грозный – не Грозный.
Так что уж лучше бы нос приклеили Сухорукову – и то было бы больше толку: такой холерик в крайней степени, как он, уж конечно бы был ближе к Ивану-то Васильичу.
А сумасшествие Грозного – исторический факт, единственное, что не совсем однозначно,- природа этого явления: врожденное? Приобретенное? Когда и вследствие чего?
- В раннем детстве он перенёс большие эмоционально-психические нагрузки. В атмосфере насилия и междоусобных кровопролитий созревал будущий деспот (Версия доктора А. Маслова, кафедра судебной медицины Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова).
- Известный русский психиатр П.И. Ковалевский утверждал, что царь был подвержен неврастении, страдал паранойей с манией преследования.
Однако есть и другие предположения:
- при вскрытии гробницы в 1963 году в останках Ивана IV обнаружено почти в пять раз больше ртути, чем в останках царя Фёдора. Исторически достоверно, что препараты ртути стали применять на Руси с конца XV века, причём исключительно для лечения венерических заболеваний.
При передозировке ртути наблюдаются эпилептические припадки, хаотическое психическое возбуждение, эти симптомы были и у Ивана IV. По свидетельствам очевидцев, он страдал припадками, во время которых приходил в безумье, на его губах выступала пена.
К концу жизни Иван Грозный превратился в дряхлую, разрушенную болезнью и препаратами ртути личность.
Но при создании образа царя в обоих, кстати говоря, сериалах – и «Борис Годунов», и «Иван Грозный» все эти особенности поведения, вызванные острым расстройством психики, остались, к сожалению, за скобками – даже когда Иван Васильевич в исполнении Сергея Васильевича изображал гнев – было неубедительно: добрый дедушка пошумел-пошумел совсем не грозно, да и спать пошел.
Об одном из любимых мест Ивана Грозного в Москве читайте здесь: Вотчина Ивана Грозного и место съемок «Гардемаринов»: Коломенское зимой
О фильмах, сериалах, съемках и актерах читайте здесь: #кино рт