Найти в Дзене
С Богом по жизни

Открытое письмо тем, кто ищет Божьей воли в отношении музыки в поклонении (1 часть)

Дорогой друг!

Я полагаю, ты хочешь знать, что говорит Новый Завет о богоугодном поклонении, а потому давай подумаем об этом вместе. Всестороннее и непредубеждённое изучение вопроса инструментальной музыки в поклонении в эру Нового Завета откроет нам, что эта тема далеко не так чётко очерчена, как необходимость крещения для спасения. Однако данный факт не означает, что тема эта не важна или что свидетельств слишком мало, чтобы вообще уделять ей внимание. На карту отчасти поставлено наше понимание того, как подходить к изучению Писаний и как Господь передаёт Свою волю и Свои ожидания. Господь открыл нам Свою волю в письменной форме, и это служит той основой, которая должна обуславливать наши убеждения и обычаи. Павел, затрагивая тему злоупотребления иными языками, рассчитывал, что христиане будут использовать его письменное слово именно таким образом: «Если кто-то считает себя пророком или имеет дар духовный, то должен признать, что то, что пишу я вам, — заповедь Господня» (1 Кор. 14:37; Современный Перевод). Вдохновенное письменное слово Павла должно было служить руководством к правильному поведению в собрании.

Писания предупреждают, чтобы в своих отношениях с Богом мы не полагались на собственную изобретательность (Прит. 14:12; Иер. 10:23). Иисус указал саддукеям, что они заблуждаются, «не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29). Он заявил, что отвергающие Его и Его учение будут судимы этим учением (Ин. 12:48-50). При том что мы не должны служить Богу просто из боязни не угодить Ему, существует также реальность навлечь на себя Его недовольство, если мы будем сознательно отвергать Его волю (см. Евр. 10:31). Что Новый Завет говорит о музыке в поклонении? Давайте тщательно изучим вопрос, какой музыки хочет Бог.

Начать мы должны с рассмотрения, что Новый Завет говорит о музыке в церкви I века и назначении этой музыки. Поскольку в некоторых случаях непонятно, о каком поклонении идёт речь, совместном или индивидуальном, мы рассмотрим лишь те стихи, контекст которых говорит об этом предельно ясно. На Тайной вечере Иисус и Его ученики воспели (Мф. 26:30; Мк. 14:26). Практически наверняка можно сказать, что они пели псалмы, которые полагалось петь во время празднования Пасхи (Пс. 112-117; 135). Таким был контекст и самой Тайной вечери (см. Лк. 22:7, 8).

В 1 Коринфянам Павел поучает церковь, как правильно вести себя в собрании. Совершенно очевидно, что одним из совершаемых действий было пение, и Павел учит их петь с должным настроем и пониманием: «Буду петь духом, буду петь и умом» (14:15). Далее он указывает, что в собрании некоторые будут иметь «псалом» (14:26). Отчасти увещевание Павла объясняется необходимостью назидать собрание. Он подчёркивает это на протяжении всей главы (см. ст. 4, 5, 17). Следовательно, одна из функций песнопения — наставлять тех, кто вокруг нас. Такой вывод подтверждается Еф. 5:19, 20, где Павел велит христианам — очевидно, во время общих собраний (отметьте слова «друг с другом», «друг друга», «друг другу» в Современном Переводе, переводе Славянского Евангельского Общества, переводе Слова Жизни и др.) — «общаться друг с другом в псалмах, гимнах и духовных песнопениях… Пойте и воспевайте Господа в сердцах ваших и всегда благодарите за всё Бога, Отца нашего, во имя Господа нашего, Иисуса Христа» (Современный Перевод). Указывая на общение друг с другом, этот отрывок добавляет, что пение — это способ выражения хвалы Отцу. В таком случае, назначением нашего пения является также общение с Богом.

Кол. 3:16 с пением связывает взаимное назидание, наставление и восхваление Бога: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, в благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Вразумлять — значит наставлять, подводить к правильному пониманию чего-либо. Этот стих можно понимать так, что в нём говорится о двух разных действиях: (1) научение друг друга и (2) воспевание Богу (см. Слово Жизни). Но если к отрывку подойти буквально, то точнее будет перевод Синодальной Библии, приведённый выше (см. также Восстановительный Перевод; Славянское Евангельское Общество; Современный Перевод).

В 13:15 автор Послания к евреям не использует слово, которое обычно переводится «песня» или «петь». Его наставление передаёт ту идею, что пение, «плод уст», является способом принесения Богу жертвы хвалы. Иаков пишет, что если кто весел, пусть поёт «песни хвалебные» (5:13; Современный Перевод), хотя контекст этой деятельности не ясен. В этом же стихе он отмечает, что если кто болен (см. Восстановительный Перевод), пусть призовёт пресвитеров (5:14), что косвенно указывает на то, что это не общее собрание. Однако всего через несколько стихов он наставляет христиан, чтобы они исповедовались друг перед другом и вместе молились, что подразумевает всё же какое-то собрание.

Пение — это способ прославления Бога. Песня всегда была средством самовыражения. В частности, те песни, которые Давид и другие авторы написали в Ветхом Завете, указывают на то, что это средство выражения не только трогает сердца людей, но и особым образом трогает Самого Бога. Ограничено ли это наставление только друг другом (то есть братьями и сёстрами)? Нет. Евр. 2:12 и Рим. 15:9 указывают на евангелизационный элемент в песнопении. В обоих отрывках об Иисусе говорится, что Он возвещал язычникам Божье имя. Есть вероятность, что это метафорическое употребление слова «петь», а не буквальное, и Иисус в буквальном смысле не пел язычникам. В результате этого некоторые язычники захотят прийти к Господу, что и было частью миссии Иисуса, как утверждает Павел в Послании к римлянам.

Предназначено песнопение в первую очередь для евангелизационных целей или нет, иногда оно действует именно так, на что указывают не только отмеченные выше стихи из посланий к евреям и римлянам, но и пение Павла и Силы в филиппийской тюрьме. Они, «молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Деян. 16:25). Когда в результате землетрясения оковы спали и двери отворились, темничный страж уже знал достаточно, чтобы спросить, что нужно сделать для спасения (Деян. 16:30). Не их ли пение и молитвы, которые он слышал перед сном, вразумили его задать этот вопрос?

Пение всей христианской общиной предполагает единство. Похоже, именно пение имел в виду Павел, когда заявлял: Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15:5, 6). Пение — это то, в чём могут участвовать все без исключения. Дополнительный компонент единства состоит в том, что церковь должна прийти к единому мнению, что петь, когда и в каком темпе. Единство Божьего народа в таком совместном акте поклонения, когда мы собираемся вместе и возносим хвалу Богу, должно быть весьма угодно Ему.

Обращённая к Богу вокальная музыка многоаспектна. Она, несомненно, является частью Божьего плана поклонения, и Он предназначил ей быть средством наставления и вразумления друг друга, выражения хвалы Ему и возвещения Его Слова неверующим, а также средством, с помощью которого Его народ может объединиться в виде деятельности с широким диапазоном результатов. Слова имеют определённый смысл. Это самоочевидно. Обсуждая вопрос пения в Новом Завете, мы не имеем права навязывать словам собственные значения или приписывать тексту то, что нам хочется там увидеть. Кроме того, поскольку смысл слов со временем иногда меняется, важно использовать те их значения, которые были общеприняты в то время, когда писался рассматриваемый документ. Вот почему неправильно библейскому учению о крещении приписывать идею окропления или обливания: ведь во время написания Нового Завета слово «крещение» не имело ни того, ни другого значения.

Когда мы чего-то не понимаем или обижаемся на чьи-то слова (сказанные или написанные), мы требуем разъяснений, говоря: «Что вы хотите этим сказать?» В наших отношениях с Богом не менее важно стараться понять Его (Еф. 5:15-17). Говоря о музыке, которую мы используем во время поклонения, Господь неизменно использовал слова, означавшие «петь». Их число сводится к трём, и все они неизменно трактуются как «петь».

Первое — это адо (от которого происходит слово «ода»). В словаре Тэйера оно переводится словами «петь, произносить нараспев». У Бауэра это просто «петь».

Второе — это химнео (от которого происходит «гимн»). Тэйер переводит это слово так: «воспевать хвалу кому-то, петь гимн кому-то» или просто «петь гимн, петь». Арндт и Гингрих трактуют это слово аналогично: «воспевать кому-то хвалу, петь гимны хвалы… кому-то» — и просто «петь (гимн)».

Третье — это псалмос (от которого происходит «псалом»). Это слово несколько более сложное, со временем изменившее своё значение. Тэйер отмечает, что его исходный смысл — «выщипывать, выдёргивать» (как волосы). Позже оно стало означать «вызывать вибрацию путём прикосновения, бренчать» — «перебирать струны музыкального инструмента, чтобы они нежно звучали», отсюда «играть на струнном инструменте, играть на гуслях, арфе». Далее Тэйер отмечает, что в Новом Завете оно означает «петь гимн, восхвалять Бога в песнопении». А вот Арндт и Гингрих дают следующее определение этому слову: «в соответствии с тем, как его употребляет [Ветхий Завет], петь (в сопровождении гуслей или псалтири), воспевать хвалу тому, кому она предназначается». Некоторые дополнительно отмечают, что в Новом Завете «инструмент», который должен аккомпанировать пению, находится «в сердцах ваших» (Еф. 5:19). Греческая конструкция здесь может законно пониматься как указание и на место и на инструмент (Дана и Манти). Поэтому её следует переводить «в сердцах ваших» и «сердцами вашими». Арндт и Гингрих отмечают, что сочетание двух глаголов, адо и псалло, следует переводить «воспевая и играя в сердцах ваших Господу» .

В связи с этим последним словом, глагольная форма которого — псалло, произошло расхождение во мнениях. Некоторые утверждают, что музыкальные инструменты правомочны и разрешены на богослужебных собраниях, потому что этому слову присуще понятие аккомпанемента. Некоторые даже говорят, что таким образом даётся повеление использовать механические инструменты, хотя я не знаю ни одной религиозной группы, которая бы требовала этого. Если слову присуще такое понятие, как использование инструментов, то — кажется — использование музыкальных инструментов должно быть обязательным, так как это повеление Господа. Однако в таком случае эти инструменты должны быть только струнными, так как только это санкционирует данное слово. Совершенно ясно, что Павел и Сила не имели никаких музыкальных инструментов, когда пели и молились Господу в тюрьме (см. Деян. 16:25). У этого аргумента три слабые стороны. (1) Со временем значение слова изменилось. Первоначально оно значило «выщипывать или выдёргивать волосы». Никто же не говорит, что это значение мы должны перенести в наше поклонение, — и это отчасти потому, что такое определение относится ко времени, значительно удалённому от того, когда это слово стали использовать новозаветные авторы. Та же ошибка имеет место, когда утверждают, что слово «крестить» включает в себя такие значения как окропление и обливание. Мы не можем делать «множественные выборки» из словаря и навязывать любое значение, какое нам понравится в истории слова. (2) Для ранних христиан это слово означало пение и не включало в себя аккомпанемент на музыкальных инструментах; на протяжении первых нескольких столетий церковь пела исключительно а капелла. Выражение а капелла пришло к нам из итальянского языка, воспринявшего его из латыни; оно означает «как в капелле, часовне». (3) Библия указывает, какой инструмент следует использовать: сердце человека (Еф. 5:19). Обратите внимание на следующую цитату, взятую у Макклинтока и Стронга: «В обычае как греков, так и иудеев было аккомпанировать священным песнопениям на музыкальных инструментах. Соответственно, и обращённым в христианство должна была быть известна такая форма пения; тем не менее, принято считать, что ранние христиане не переняли использование инструментальной музыки в своём поклонении». Ранние христиане понимали это значение.

Есть ещё один лингвистический факт, подтверждающий вывод в пользу пения а капелла: в греческом языке имелись слова, в смысл которых было заложено использование музыкальных инструментов. Однако новозаветные авторы не употребляли их, когда учили, как надо поклоняться. В других контекстах одно из таких слов — симфония, которое мы находим в Лк. 15:25; оно означает «музыку, производимую несколькими инструментами… а также группу музыкантов, оркестр» (Бауэр). Другое слово, кифаридзо, мы находим в 1 Кор. 14:7 и Отк. 14:2; оно означает «играть на гуслях или псалтири» (Бауэр). Это слово в форме существительного более чётко выражено (см. в Отк. 14:2; 18:22) и означает «играющий на псалтири гуслист, аккомпанирующий своему пению» (Бауэр). Ещё одно слово, относящееся к музыке вообще и встречающееся в Отк. 18:22, — мусикос («музыка»), определяют как «относящийся к музыке»; оно может означать «музыкант» (Бауэр). Полное отсутствие наставлений с использованием этих общих музыкальных терминов должно служить серьёзным предостережением.

Итак, мы узнали следующее: (1) Новый Завет указывает на то, что пение должно быть частью поклонения церкви и иметь целью наставление, восхваление и евангелизацию и (2) Новый Завет неизменно употребляет слова со значением «петь» (при полнейшем отсутствии наставления использовать инструментальное сопровождение). Из этих фактов мы должны сделать логический вывод, что пение является безусловно богоугодной частью поклонения и что в отношении его правомерности не должно возникать никаких споров или вопросов.

Продолжение урока читайте тут 👇🏻
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ТЕМ, КТО ИЩЕТ БОЖЬЕЙ ВОЛИ В ОТНОШЕНИИ МУЗЫКИ В ПОКЛОНЕНИИ (2 часть)

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻