Поговорим сегодня о книге 2005 года «Мечеть Парижской Богоматери» авторства Елены Чудиновой. В своё время, эта книга наделала много шума, поскольку в ней описывался мир победившего Ислама и борьба против него христианских и прочих повстанцев.
Ранее на нашем канале уже публиковался краткий разбор другого произведения Елены Чудиновой — «Алхимия благородства». В нём автор, в частности, сообщила о мечте своей юности — поцелуе с убийцей советского дипломата Петра Войкова Борисом Ковердой. По ссылке вы можете ознакомиться с этим постом.
Книга была переведена на несколько языков, имеет много положительных оценок. Но всё же «Мечеть парижской Богоматери» — мягко говоря, роман неоднозначный. Сейчас объясню, почему.
Ксенофобия. Топорная, примитивная ксенофобия. Это первая и очевидная проблема книги. Ислам в ней — абсолютное зло, мусульмане — все поголовно плохие люди (лицемеры, неучи, развратники, наконец маньяки, получающие наслаждение от убийств). Даже дети:
Всё это доносится до читателя не авторским текстом, но протагонистами, то есть, явно одобряемыми Чудиновой персонажами.
Интересно, что автор не делает различия между течениями Ислама, хотя, как известно, далеко не все мусульмане придерживаются того же ваххабизма.
И вообще, судить о человеке по некоторым представителям его религии (как и национальности) — лишено всякой логики.
Приравнивание Ислама к сатанизму. Об этом читателю сообщает опять же положительный герой — католический священник. Аргументирует он своё мнение тем, что в мусульманском учении о Рае упоминаются некие гурии (дескать, это демоны-суккубы) и что в Исламе используется лунный календарь.
Богословие уровня обвинения православных в идолопоклонничестве из-за почитания икон и мощей.
Притом, как любитель литературы, хочу заметить слабость этого момента из-за отсутствия полемики — один персонаж упивается своими умозаключениями, другой ему внимает. Мнение противоположной стороны не приводится.
Восхваление католичества, в контексте предыдущего пункта, выглядит весьма комично для русского (а особенно православного) читателя, поскольку Фёдор Михайлович Достоевский в своих «Братьях Карамазовых» (помните, «Великий инквизитор») фактически именно католическую церковь обвинил в принятии «даров» сатаны. Вспомним классику:
Кроме того, не могу не вспомнить о тысячах католиков, воевавших на стороне нацистов во время Второй мировой войны. Будем теперь всех католиков считать преступниками и сатанистами?
Прославление католического раскольника Лефевра. Мне был непонятен смысл противопоставления официальной Римской церкви и последователей архиепископа Марселя Лефевра (отлучëнного этой церковью), в пользу последних.
Потом, правда, поисковик сообщил мне, что Елена Чудинова является лефевристкой, хотя предпочитает не распространяться об этом факте широко. То есть, как и в случае с Ковердой, автором движут личные симпатии. Что ж, автор имеет на это право, но мне, как читателю, важно было знать «экспозицию», поскольку именно учение Лефевра провозглашается в книге истинно верным.
Уважаемые читатели, если среди вас есть католики, поделитесь, пожалуйста, своим мнением о ситуации с Лефевром.
Уважаемые читатели, на этом мы закончим первую часть обзора. Во второй части подробнее поговорим о литературных особенностях «Мечети...», персонажах и многом другом.
Благодарю вас за внимание и поддержку канала. Ставьте лайки и подписывайтесь — будет интересно.