По всей территории социалистического лагеря действовали строгие правила цензуры в кино. Фильмы тщательно проверялись ещё на стадии сценария на предмет соответствия высоким моральным и идеологическим требованиям «строителей коммунизма». И после съёмок каждый фильм проверялся до выхода к зрителю.
Поразительно, но советская цензура действовала даже в тех случаях, когда речь шла кинолентах социалистических стран, то есть — уже прошедших цензурный фильтр у себя на родине. Попадая в СССР, фильмы Польши, Чехословакии, ГДР, просматривались людьми с ножницами не менее пристально, чем редкие образцы капиталистического киноискусства. И из них почти непременно что-нибудь, да вырезали.
К счастью, сейчас доступны изначальные версии этих фильмов. И порой диву даёшься — по какой причине щёлкнули цензурные ножницы в случае той или иной картины. Вот набрёл я здесь, на Дзене, у кого-то из авторов на список детективных фильмов соцстран, скачал из Интернета некоторые. И очень легко определяю во время просмотра, какие кадры советский зритель в своё время не увидел. Эти вырезанные сцены не дублировались на русский язык и звуковые дорожки их содержат только оригинальную речь.
Вот, к примеру, смотрю я фильм «Дело об убийстве Царник» (1972 год) производства ГДР. Очень неплохой детектив, действие которого разворачивается в послевоенном Берлине. Столица Германии разделена на несколько зон, управляемых союзными военными командованиями — американским, советским и французским. И это очень мешает полиции раскрыть дело о гибели молодых женщин, тела которых начали находить в лесу. К расследованию подключается молодой лейтенант, который только-только подключился к уголовному розыску.
А «боевое крещение» в полиции неопытный герой проходит весьма неловким образом. Ему поручают арестовать некую спекулянтку. Когда он заявляется к ней на квартиру, девушка открывать дверь в чём мать родила. Естественно, в СССР обнажённое тело немки зрителям не показали. Вырезали и ещё одну сцену с лёгкой эротикой.
В детском фантастическом фильме «Тайна старого чердака» (1984 год), разумеется, никакой обнажёнки не было. Но советские цензоры нашли, что вырезать и здесь. По сюжету чехословацких и югославских кинематографистов, двое мальчишек из разных стран несколько лет переговариваются посредством самодельных радиопередатчиков, а когда, наконец, встречаются, находят гравитационную пушку, из-за чего возникает небольшой переполох и череда приключений.
Так вот, у одного из парней есть сестра. И она, разумеется, начинает интересоваться новым другом братца. В одной из сцен девочка явно заигрывает с гостем, показывая новый наряд. В СССР эту сцену не увидели — негоже советским детям флиртовать!
Бывают примеры цензуры, когда совершенно непонятно, чем не угодили вырезанные кадры людям с ножницами. Так, в психологической драме великолепного польского режиссёра Ежи Кавалеровича «Поезд», выкромсали средний план актёра Збигнева Цибульского, сыгравшего второстепенную, но очень яркую роль. В этом кадре Цибульский просто сидит в полумраке купе, задумчиво и тревожно вглядываясь в пустоту. В советском прокате фильм назвали «Загадочным пассажиром», а этот невинный средний план культового актёра зачем-то вырезали.
Зачем? Почему? Чем так не угодили эти короткие кадры? Кто ж их поймёт, этих цензоров!