Спектакль – «игра в людей» по мотивам одноимённого романа, состоящая из прозы, стихов и всякой всячины, внушённая сознанием, что половина людей перестала быть собой и неизвестно что разыгрывают.
21 февраля в Мастерской прошла премьера спектакля «Доктор Живаго». Режиссер и автор инсценировки – Евгений Каменькович.
«Доктор Живаго» на театральной сцене – сложнейший опыт перенесения жизни как самоценности, заявленной в романе, на подмостки для зрителя ХХI века.
Главный герой – Юрий Живаго – олицетворение русского христианства, основными чертами которого автору виделись жертвенность и щедрость. Благоговение перед другим человеком.
«Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить» .
Историческая биография Юрия Живаго очерчена до 1929 года – потом 25 стихов даруют биографию духовную, где все упущения жизни исправлены, она идеальна, поскольку в ней соединились и Гамлет, и рыцарь, победивший дракона, и Спаситель.
Театр перемонтировал прозу и стихи, смешав историю с поэзией. Каждый эпизод жизни оттеняется светом вечности – «ибо прошлое прошло». Скрещения судеб предстают в трагическом, драматическом, досадном, нелепом прозаическом свете и тут же высвечиваются, озаряются чудом поэтическим – таланта Живаго, его пропитанностью Благой вестью Нового Завета, бессмертием всех участников жизненной игры. Человек, сокрушенный историей, низведенный по социальной лестнице до дворницкой, сохранил себя в стихосложении – «присутствием искусства» в поэтическом осмыслении жизни. А «искусство всегда занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь…»
Евангельская идея свободы личности и жизни как жертвы и есть пространство Юрия Живаго. Неслучайно в первоначальной, карандашной, рукописи цикл стихотворений Живаго предварялся эпиграфом из Шарля Бодлера: «Я знаю, что страдание – единственная форма благородства».
Почему театр обращается к этому роману сегодня? Он кажется нам как никогда современным. Ведь истории вроде бы никто не делает, её не видно, как нельзя увидеть, как трава растет. Но в переломные времена с каждым случается «по две революции, одна своя, личная, а другая общая». Когда всё бытовое опрокинуто и разрушено, когда кончаются «законы человеческой цивилизации» – не человек служит эпохе, а эпоха развёртывается так, чтобы человек осуществил себя с наибольшей яркостью и свободой. Живаго – словно бы создан для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь.
Инсценировка и постановка – Евгений Каменькович
Художник по костюмам – Олеся Скарына
Художник по свету – Владислав Фролов
Музыкальное оформление – Герман Бескедов
В спектакле заняты актёры разных поколений: Иван Вакуленко, Ольга Бодрова, Карэн Бадалов, Юрий Титов, Полина Кутепова, Екатерина Смирнова, Дарья Коныжева, Никита Тюнин, Иван Верховых, Рифат Аляутдинов, Александр Моровов, Вениамин Краснянский, Владимир Свирский, Елизавета Бурмакова, Варвара Египцева.